Ссылки для упрощенного доступа

Эксперты - о причинах аварий на шахтах


Спасательные работы на шахте "Распадская"
Спасательные работы на шахте "Распадская"
Трагедия на шахте "Распадская" в Кузбассе, которая унесла десятки жизней, закономерна. К такому выводу пришли известные ученые и специалисты горной промышленности. Они предупреждают: если ситуацию кардинальным образом не изменить, взрывы будут продолжаться.

Руководитель Госгортехнадзора России в 1992-97 годах Марат Васильчук напомнил о недавних шахтерских трагедиях, не менее масштабных, чем на "Распадской":

- "Ульяновская", "Юбилейная" - больше 100 человек погибли в результате этих двух аварий. И все дело в том, что не решается вопрос состояния шахтного фонда работающих шахт. Вы слышали, наверное, по телевизору, как героически товарищ Тулеев говорил, что "у нас 350 километров горных выработок на шахте, это больше, чем протяженность московского метро". А как же обеспечить подачу воздуха в эту шахту? У нас есть шахты, где на тонну добычи угля нужно подать 15 тонн воздуха. Надо проходить выработки, надо сокращать протяженность поддерживаемых выработок.

Что произошло на "Распадской"? 350 километров, три ствола - как были построены с момента сдачи ее в эксплуатацию, и с тех пор никаких улучшений проветривания не было. Миллиард там вложили! Нужна серьезная работа по дегазации, серьезнейшая работа по съему метана, по обеспечению проветривания, по проходке новых выработок, новых стволов, чтобы были более короткие пути подачи воздуха.

А теперь главный у нас специалист, который всегда комментирует все аварии, - это Тулеев. Он говорит, что это передовая, лучшая шахта... А на эту шахту за 72 километра шахтеров не в автобусах, а в грузовых автомашинах везли. Пока его довезут два часа, у него все мозги вытрясет. И, так уж, по-шахтерски говоря, как шахтеры называют, там сегодня не добыча, а свинорой. Отсюда и аварии.

Заведующая кафедрой Московского государственного горного университета, профессор Нина Каледина предупреждает: если проблемой технологического надзора на шахтах не заняться всерьез, то взрывы будут продолжаться:

- Должна быть очень грамотная технологическая составляющая. Это общая болезнь всех шахт - технологическая схема входит в противоречие с новыми методами отбойки угля. Применяется новое оборудование, очень высокопроизводительное, но сама структура, в которую вписываются эти высокопроизводительные участки или "лавы" так называемые, старая. Сложная управляемость вентиляцией приводит к тому, что при любой аварии появляются непредсказуемые ситуации. Объемы такие, что разбавить их тем количеством воздуха, которое позволяет подать старая технологическая схема, невозможно. При таком подходе аварии неизбежны.

Главный научный сотрудник Института проблем комплексного освоения недр РАН, профессор Михаил Иофис:

- Самая надежная мера - это опережающая отработка защитных пластов. Это в Донбассе проверено. Десятки, а может быть, и сотни случаев нам удалось предотвратить этих взрывов. Там ситуация не менее опасная, там глубина уже полтора километра и газов больше, и там другие явления газодинамические. Газ находится в сорбированном состоянии, то есть это порох. Но это сложнее, чем порох. Надо знать, когда же все-таки происходит это обрушение, управлять этим обрушением. Если кровля очень устойчива, то даже применяют так называемое торпедирование, то есть взрывают и управляют этим - не дают скопиться большому количеству газа в этих выработках. То есть эти вопросы решаемы. Эти технологии наработаны учеными, но их надо умело применять.
XS
SM
MD
LG