Ссылки для упрощенного доступа

Политолог Марат Казакбаев – о кризисе в Киргизии


Власть слишком слаба, чтобы применить силу
Власть слишком слаба, чтобы применить силу
Представители временного правительства Киргизии происходящее на юге страны называют "показательными выступлениями" свергнутой власти, отвергая предположение о новой революции. О том, что делать новой киргизской власти с кризисом на юге, в интервью Радио Свобода размышляет киргизский политолог Марат Казакбаев.

- Так что это, по вашему: бунт или действительно "показательные выступления" с элементами шантажа?

- И то, и другое. Но больше шантажа. И очень много дезинформации и слухов. Я бываю на юге. Большого количества тех, кого можно назвать сторонниками Бакиева, я не видел. Есть определенное количество родственников, знакомых, но люди помнят, как братья президента терзали в свое время и Джалал-Абад, и Ош. Проблема в том, что временное правительство неправильно поступило, начав после 7 апреля очень большую чистку. Полетели многие руководители, в том числе губернатор. Естественно, люди возмутились, вышли на площадь, захватили обладминистрацию. При этом надо понимать: на юге очень много оружия. И, скорее всего, все это проплачивают братья Бакиевы. Поэтому можно сказать, что есть элемент шантажа. А временное правительство больше работает на севере, в Бишкеке. Сейчас назначен представитель временного правительства Исмаил Исаков – правильный шаг. Но нужно, чтобы еще несколько членов правительства здесь постоянно работали, в Оше или Джалал-Абаде.

- Может власть пойти на силовые действия?

- Думаю, самая главная повестка дня для правительства - узнать требования людей, как-то их успокоить, потому что нельзя долго находимся в такой наэлектризованной атмосфере. А применять силу слабая власть себе позволить не может. Правоохранительные органы, что на юге, что на севере, сильно дезорганизованы и деморализованы после событий 7 апреля. Можно, конечно, согнать ОМОН и так далее, но получится еще хуже: люди озлобятся и начнутся новые волнения. Поэтому, скорее всего, будет переговорный процесс. В Оше уже получилось, например. Там на площади уже никого нет. Сейчас остается Джалал-Абад.

- Насколько вероятно участие в переговорах представителей братьев экс-президента – Жаныша Бакиева, Ахмата Бакиева?

- Это исключено, потому что на них заведены уголовные дела, они находятся в розыске. Они могут действовать только подпольно: раздавать деньги и, конечно, оружие. Их участие невозможно и потому, потому что те, кто участвует в выступлениях против властей - не бакиевцы, у них есть свои интересы.

- Возможно преодоление кризиса без решения проблемы Бакиевых? И каким могло бы быть это решение?

- Если бы они были арестованы или им дали такой же коридор, какой дали самому президенту - было бы, конечно, хорошо. Фактор Бакиева остался бы в прошлом, можно было бы начинать новую жизнь. Но, я думаю, просто нет сил, чтобы нейтрализовать братьев.

- Могут ли возникнуть какие-то серьезные протесты на севере?

- Думаю, нет. Здесь таких эксцессов, скорее всего, не будет.

- Допускаете, что произойдет автономизация юга в рамках Киргизии?

- Симптомы есть, но, скорее всего, этого не будет, потому что все южане, повторяю, не являются сторонниками Бакиева.

- Сколько времени может занять преодоление кризиса - дни, недели, месяцы?

- Возможно, это будет длиться очень долго. Ситуация вряд ли будет стабилизироваться, потому что пока власть все-таки очень слаба. Люди это чувствуют. Нет единства среди членов временного правительства. Часто мы наблюдаем удивительные, непонятные выступления, когда, например, Атамбаев кому-то угрожает, даже американцам. Предвыборные страсти уже начинаются, лидеры временного правительства столкнутся лбами друг с другом. И мы увидим новый цикл борьбы.
XS
SM
MD
LG