Ссылки для упрощенного доступа

Владимир Кара-Мурза - о терроризме и "несогласных"


Участники акции "31" в защиту 31-й статьи Конституции РФ
Участники акции "31" в защиту 31-й статьи Конституции РФ
Генпрокуратура РФ прислала депутатам справку - ответ на протокольное поручение комитета Госдумы по безопасности. В ней она дает разъяснения, кого следует отнести к пособникам террористов. В их число попали участники протестных оппозиционных акций и маршей несогласных, написала во вторник газета "Ведомости".

Владимир Кара-Мурза: Генпрокуратура Российской Федерации включила НБП, непримиримую оппозицию и правозащитников в список возможных пособников исламских террористов. Отвечая на протокольное поручение комитета думы по безопасности, заместитель Генпрокурора Виктор Гринь отметил, что "террористы с помощью средств массовой информации пытаются влиять на массовое сознание поощрить мнимых борцов за права человека, оппозиционеров, сепаратистов, участников бандформирований". Особо Гринь выделил запрещенную Национал-большевистскую партию, наиболее структурированное радикальное молодежное объединение. По словам зам Генпрокурора, "в тесном взаимодействии с официально запрещенными нацболами действуют другие объединения непримиримой оппозиции - "Другая Россия" Гарри Каспарова и РНДС Михаила Касьянова". Зам Генпрокурора отметил, что "эти организации обучают людей теории и практике силового противостояния правоохранительным органам на примере "цветных революций" в Грузии, Киргизии и на Украине. В документе отмечается "скоординированность действий оппозиционеров - это свидетельствует о централизованном воздействии на них со стороны идеологов демократизации России по западному образцу", - подчеркивает Генпрокуратура. О том, вправе ли Генпрокуратура зачислять "несогласных" в пособники террористов, мы сегодня говорим с бывшим депутатом Государственной думы, членом президиума РНДС Марком Фейгиным и политологом, генеральным директором Совета по национальной стратегии Валерием Хомяковым. Принимаете ли вы на свой счет упреки, сформулированные Виктором Гринем?

Марк Фейгин: Разумеется, упреков невозможно принять, потому что у этой темы есть два более-менее существенных объяснения. С юридической точки зрения они несостоятельны вообще. Потому что невозможно трактовать это как состав преступления. Если я правильно помню цитату президента Медведева, то он говорил о пособниках терроризма сразу после московских терактов, о том, кто варит суп, звучала замысловатая цитата. С трудом могу себе представить непримиримую оппозицию, внесистемную оппозицию в таком качестве. Это с одной стороны. С точки зрения политического содержания все вполне логично, потому что, видимо, Генеральная прокуратура в лице ее зама выражает отношение, в частности, если мы говорим о либералах, потому что это самая пострадавшая сторона в условиях авторитарного путинского режима. По либералам в принципе в течение нулевых был нанесен самый значительный, самый существенный удар. Это легко объяснимо, потому что либералы представляют собой самую существенную силу, альтернативную силу существующему ныне режиму. Поэтому в либералы зачисляют всех, от левых либералов по всему спектру до либеральных консерваторов и так далее, то есть общее клише, ярлык.
Но есть и второе объяснение, мне кажется, более частное. Господин Гринь оказался в списке 60 лиц, которых по инициативе Бенджамина Кардина, сенатора из Соединенных Штатов, список, который он составил, представил Госдепу, соответственно Конгрессу, Сенату, для визовых ограничений для лиц, которые имеют отношение к делу Магнитского. И возможно, это можно объяснить еще и так, что эта форма одностороннего проявления лояльности власти. То есть со стороны зам Генерального прокурора, который имеет непосредственное отношение к делу по укрывательству обстоятельств, связанных с гибелью Магнитского в СИЗО, это форма проявления лояльности, манифестирования лояльности. Потому что это не более, чем фигура речи в этом документе, с которым я, как и другие, ознакомился в "Ведомостях", я не вижу никакого более-менее конкретного содержания. Поскольку ни фактам это не соответствует, ни юридической стороне вопроса. Я только так могу это объяснить.

Владимир Кара-Мурза: Чем вы объясняете столь небезобидное огульное зачисление всей оппозиции в пособники террористов?
Тут какая-то полная раскоординированность действий

Валерий Хомяков: Как-то глупости сложно объяснять, как и любые глупости. Я с одной стороны, прочитав то, что мы обсуждаем, в "Ведомостях", вспоминая статью Дмитрия Медведева "Вперед, Россия!", вспоминая его послание последнее, заседание Госсовета, посвященное демократизации, предоставления роли в том числе оппозиции, и с другой стороны читаю это. На меня чем-то пахнуло, давно немножко подзабытым. Я помню, поскольку родился в первой половине прошлого века, помню очень многое. Помню всякие дела, связанные с так называемыми инакомыслящими, как тогда советская пропаганда называла этих людей. Никто уже не помнит, тех, кто, допустим, изгонял того же Бродского. Бродский – это достижение не только наше общероссийское, а достижение общемировой культуры, таких фамилий можно очень много назвать. Я думаю, и господина Гриня забудут достаточно скоро, людей, которые занимаются подавлением свободы, они не заслуживают того, чтобы они оставались в истории на самом деле. Тут какая-то полная раскоординированность действий. Есть президент, который четко обозначил стратегию на модернизацию, причем было заявлено однозначно – модернизация должна идти с учетом демократии. И тут мы читаем вещи, которые напоминают самые достаточно глупые советские пропагандистские тезисы, иначе я просто назвать не могу.
Чем я могу объяснить? Мне кажется, объяснение одно: власть начинает серьезно бояться. Причем я часть езжу по регионам, недавно был в Рязанской области, и там такие же ощущения у людей, которые совершенно не занимаются политикой, может быть Радио Свобода никогда не слушали, но они в частных разговорах говорят: у нас ощущение, что нас начинают бояться почему-то. Нас, простых, обычных граждан, которые не ходят на митинги, которые знают может быть Михаила Михайловича Касьянова, Гарри Каспарова знают как шахматиста, а не как политика. Тем не менее, ощущение того, что власть начинает бояться людей с этими ведерками синими на головах, а не каких-то других вещей, такое ощущение есть даже у простых граждан. У меня это вызывает очень серьезные опасения, ибо власть, которая боится собственного народа, она начинает делать очень много глупостей. Вот это, то, что мы сейчас обсуждаем, конечно, глупость, которая исходит из очень уважаемого мною органа под названием Генеральная прокуратура.

Владимир Кара-Мурза: Эдуард Лимонов, сопредседатель движения "Другая Россия", не ждет от власти новых репрессий.

Эдуард Лимонов: Какие могут быть еще репрессии? Людей наших уже около 30 человек посадили или дали условные сроки по статье 282.2. Это идет повсеместный процесс репрессий. Чего они еще могут придумать? Думаю, это чья-то непростительная глупость. Мне кажется, это какой-то старый меморандум, не имеющий отношения к сегодняшним дням, а возможно выпущенный был где-то в году 2006. Такое мое мнение. Поскольку он совершенно не отвечает ни духу, ни букве, ни настроениям, ни высказываниям даже наших руководящих лиц государства. Прислушайтесь внимательно к тому, что они говорят. А это какой-то нафталин постылый и лживый. Может быть Генеральная прокуратура какое-нибудь пояснение даст по этому поводу. Вряд ли они будут извиняться, они никогда не извиняются, но сделают какое-нибудь движение. Ей богу, мне кажется, это не будет иметь никаких последствий.


Полный текст программы "Грани времени" появится на сайте в ближайшее время.

Материалы по теме

XS
SM
MD
LG