Ссылки для упрощенного доступа

В тени президентов: каковы перспективы российско-украинских отношений


Ирина Лагунина: Президент России Дмитрий Медведев завершил двухдневный визит на Украину. Напомню, что заявили главы государств в Киеве.

Дмитрий Медведев: Российская сторона хорошо работала потому, что у нее наконец появился полноценный украинский партнер. То есть нормальное руководство, которое принимает решения и исполняет их.

Виктор Янукович: Когда была эффективной политика противостояния? Я не знаю такой страны, которая бы за счет такой политики защищала свои национальные интересы. Поэтому, естественно, принципиальная позиция в защите национальных интересов всегда будет присутствовать в нашей политике.

Ирина Лагунина: Украинское руководство взяло курс на восстановление стратегического партнерства с Россией, а оппозиция и общественные деятели опасаются, что стремительное сближение с северным соседом может привести даже к потере Украиной независимости. Каковы перспективы украинско-российских отношений? Из Киева – Владимир Ивахненко.

Владимир Ивахненко: Одним из главных итогов киевского визита российского президента Дмитрия Медведева стало заключение соглашение о демаркации границ между Украиной и Россией. Этот документ стороны не могли подписать на протяжении семи минувших лет. Спорным остается только участок в районе косы Тузла в Азовском море. Переговоры по этой проблеме должны возобновится в ближайшее время.

Дмитрий Медведев: Мы хотим, действительно, полноценных, масштабных, больших стратегических отношений между двумя нашими странами.

Владимир Ивахненко: Заявил Дмитрий Медведев в Киеве, который он впервые посетил за время своего президентства.
По словам директора Украинского филиала Института стран СНГ, политолога Владимира Корнилова, после победы на президентских выборах Виктора Януковича украинско-российские отношения были обречены на успех.

Владимир Корнилов: Мы видим, что действительно российско-украинские отношения улучшаются. Но я думаю, все ожидали, что после смены президентской власти на Украине эти отношения просто были обречены на улучшение. Сейчас сложились хорошие условия, я не скажу, что идеальные, но хорошие условия для того, чтобы темпы этого улучшения были значительные. Просто действительно надо понимать: за последние пять лет в отношениях между Россией и Украиной образовался вакуум, пустота. И теперь, согласно законам физики, эта пустота заполняется, причем довольно стремительно. Так что в этом нет ничего удивительного, странного. Угроз для Украины я в этом не вижу. Само собой будут некие проблемы в отношениях между Россией и Украиной, отношения эти не будут безоблачными. Но то, что украинская власть будет делать все возможное для того, чтобы мы вышли вновь на уровень стратегического партнерства между Москвой и Киевом, в этом не приходится сомневаться.

Владимир Ивахненко: Вдохновленная недавним "харьковским" соглашением о продлении срока базирования в Крыму российского Черноморского флота, Москва буквально засыпала новые украинские власти предложениями о совместных проектах. По мнению бывшего посла Украины в США и Канаде, писателя Юрия Щербака, речь идет не о равноправном сотрудничестве, а о поглощении Украины Россией.

Юрий Щербак: Оппозицию особенно и не только оппозицию беспокоит та скорость, с которой происходит сближение стремительное с Россией. Но при этом одновременно происходит сдача позиций суверенитета, независимости Украины. Это каждый понимает, потому что продолжение срока пребывания Черноморского флота на 30-40 лет – это практически сдача в аренду вечную. Потому что мы понимаем, что это очень серьезные сроки. Это заставляет очень многих усомниться в том, что действительно идет процесс улучшения отношений на равноправной основе. Существует целый ряд областей, я уже не говорю о гуманитарной сфере, где в угоду России начинаются разговоры, во-первых, об ограничении и так очень сильном ограничении влияния украинского языка, идут разговоры о том, чтобы учебники какие-то совместные издавать, хотя любая страна независимая и суверенная имеет право на свои трактовки истории, на свое понимание трагических событий Второй мировой войны. Это все вместе представляет собой целый комплекс действий со стороны правительства Украины, который рассматривается многими в нашем обществе как сдача позиций украинских. Россия жестко защищает свои национальные интересы, но ни у кого нет сомнений в том, что предложение Путина о слиянии "Газпрома" и "Нафтогаза" Украины, оно имеет под собой какие-то расчеты российской стороны, оно имеет основания и оно вписывается в общую стратегию России по отношению к Украине.

Владимир Ивахненко: В ходе заседания Украинско-Российской Межгосударственной комиссии под председательством двух президентов вопрос объединения "Нафтогаза" и "Газпрома" не обсуждался, но несколько дней назад Виктор Янукович заявил журналистам, что слияние двух компаний маловероятно. Тем не менее, эксперты убеждены, что торги за украинскую газотранспортную систему только начинаются. Говорит директор энергетических программ Центра " Номос" Михаил Гончар:

Михаил Гончар: И "Газпром", и российская сторона в целом не раз озвучивали идеи относительно воссоздания технологического единства бывшей энерготранзитной структуры бывшего Советского Союза. И в этом смысле, конечно, "Газпром", который в определенной степени с этой идеей распрощался в практическом плане, а тут смена власти в Украине привела к неожиданному повороту событий и они в спешном порядке решили реанимировать эту идею. Тем паче, что на полпути "Газпром" стоит в Белоруссии и Молдове, где практически контролирует половину магистральных газопроводов. Но естественно, что более привлекательной компонентой бывшего газоснабжения СССР является украинская газотранспортная система вместе с сетью подземных хранилищ газа. По сути имеет место своеобразная инфраструктурная экспансия. Несмотря на заверения, что выиграют все, на самом деле выигрыш будет за сильнейшим участником, а сильнейший участник в этой инициативе – это "Газпром".

Владимир Ивахненко: Не меньшее беспокойство украинской общественности и экспертов вызывают и другие российские инициативы по созданию ряда совместных предприятий в ключевых отраслях экономики. Работа над подготовкой соответствующих соглашений продолжается, отмечает президент Киевского энергетического клуба Александр Тодийчук.

Александр Тодийчук: Большей частью эти соглашения носят политический, геополитический и какой-то может быть эмоциональный характер. Но с другой стороны, радует то, что в этот приезд президента уже более прагматичное отношение к этому визиту. И желание действительно посчитать, с разных сторон посмотреть, найти экономические составляющие нового соглашения. Заявленные ранее объединения под разными вывесками, в разных формах авиастроение, атомной энергетики, нефтегаза и так далее, настораживало. Потому что консультации с моими коллегами в Европейском союзе говорили, что даже мы, находясь в практически одной стране в форме Евросоюза, очень осторожно относимся и не только с той позиции, что кому-то это выгодно или кто-то этим решает свои вопросы амбиций. Могут создаться монополисты, которые будут дискомфортны для всего региона. И кто просчитывает, как может укрепляться монопольное положение, какие это может нести последствия, в том числе и политические. Украина очень гордится своим авиастроением и очень часто мы видим целую серию самолетов пассажирских. Но мы увидели два месяца назад приблизительно интервью с господином Путиным, где он сказал, что да, Украина наш партнер, можно делать на ее заводах фюзеляжи, крылья, но вся интеллектуальная собственность в авиастроении находится в России. Мы владельцы интеллектуальной собственности. Это тоже настораживает. Я думаю, что за этим стоит и позиция, и условия создания этих совместных преприятий.

Владимир Ивахненко: Кроме экономического, Москва и Киев готовы активизировать и военно-техническое сотрудничество, констатирует политолог Владимир Корнилов:

Владимир Корнилов: Военное сотрудничество между Россией и Украиной, как это может быть парадоксально ни звучит, не прекращалось даже в годы правления Виктора Ющенко. Оно, конечно, было сведено до минимума и, тем не менее, оно продолжалось. Все равно целый ряд украинских НИИ, оборонных предприятий работали в тесном контакте с российскими предприятиями. И как вы знаете, задача давно поставлена российским руководством о замкнутом цикле производства чувствительных военных производств далека от выполнения в самой России. Соответственно и Украина не может создать нормальный военно-промышленный комплекс без России, и Россия пока еще нуждается в целом ряде украинских предприятий как минимум. Так что эти отношения не прекращались полностью и при Ющенко, а теперь есть возможность действительно, если хотя бы не вернуть на былой уровень данные взаимоотношения, но как минимум упрочить их. Кроме того, сейчас можно более серьезно обсудить тему восстановления сотрудничества в области ПВО, противовоздушной, противоракетной обороны. На самом деле и украинское, и российское законодательство это позволяют. Мало того, Украина формально все еще участвует в общих договоренностях по ПВО в рамках СНГ.

Владимир Ивахненко: Как далеко может зайти сотрудничество Украины и России, может ли Украина присоединится к союзному государству России и Белоруссии?

Владимир Корнилов: Теоретически может. Но при этом надо понимать, что это долгий и длительный процесс. Мы видим, насколько эти процессы порой мучительны бывают во взаимоотношениях между самой Россией и Белоруссией. Мы видим, что союзное государство, которое существует между Россией и Белоруссией, все еще находится скорее в области несколько фантомной, чем реальной. И в этом отношении говорить о том, что Украина может пройти данный путь гораздо быстрее Белоруссии, наверное, в данный момент не приходится. Я думаю, начинать надо с малого. Я думаю, в ближайший год буквально мы увидим активизацию участия Украины в целом ряде структур в рамках СНГ, во-первых, имея в виду экономические объединения, в частности, ЕвразЭС. Не исключена постановка вопроса о присоединении Украины к целом ряду структур.

Владимир Ивахненко: А Юрий Щербак полагает, что, несмотря на наметившийся внешнеполитический крен в сторону Москвы, Украина, где почти шесть лет назад произошла Оранжевая революция, не станет сателлитом России.

Юрий Щербак: Украина другая, здесь появились свои интересы, здесь появилось поколение молодых людей, которые не мыслят себя вне Европы, вне свободы слова, демократии, политического плюрализма. Поэтому, даже если режим Януковича будет стараться силой, разными методами, грубо попирая конституцию и законы Украины, изменить этот курс и сделать его полностью зависимым от России, это ничего хорошего прежде всего России не принесет. Даже если есть группа людей, которые хотят верой и правдой служить Российской Федерации, они не скрывают своих намерений, то это еще не означает, что в обществе не существует очень серьезных протестных настроений, оппозиции, пассивного протеста. Это все может потом вылиться в очень серьезные какие-то проблемные вещи в Украине самой. На мой взгляд, Украине и России нужна ясная, последовательная внешняя политика. Никто не собирается враждовать с Российской Федерацией, но в то же время становиться объектом, становиться марионеткой, становиться режимом таким, каким был в советское время режим Народной республики Болгария, то есть сателлитарный режим, это абсолютно не соответствует умонастроениям минимум 50% населения Украины. Мы хотим иметь очень добрые отношения, но не на основе заявлений некоторых околокремлевских деятелей о том, что Украина как проект должна перестать существовать, Украину надо расчленить на части. Это вызывает большую тревогу.
XS
SM
MD
LG