Ссылки для упрощенного доступа

Владимир Кара-Мурза - об Иосифе Бродском


24 мая исполнилось 70 лет со дня рождения поэта, писателя, нобелевского лауреата Иосифа Бродского. Иосиф Бродский родился в 1940 году в Ленинграде. В 1975 году был вынужден эмигрировать из СССР. В 1987 году он стал лауреатом Нобелевской премии по литературе, которая была присуждена ему за "всеобъемлющее творчество, насыщенное чистотой мысли и яркостью поэзии".

Владимир Кара-Мурза: Весь мир вспоминает сегодня великого поэта и драматурга Иосифа Бродского, ему исполнилось бы 70 лет. Писать стихи Бродский начал в 15 лет. Его путь к славе был труден, он прошел и ссылку за тунеядство, власти долго не принимали его и преследовали. В 32 года он навсегда покинул Россию. В Америке Иосиф Бродский преподавал в университетах, писал стихи и прозу на английском и русском языках, к нему приходит известность. В 47 лет он становится одним из самых молодых Нобелевских лауреатов. Иосиф Бродский умер в 1996 году, похоронен поэт в Венеции. В день 70-летия Иосифа Бродского о драматической судьбе вынужденного изгнанника мы говорим с протоиреем Михаилом Ардовым, настоятелем храма Царя-мученика Николая Второго в Москве. Расскажите нашим радиослушателям, как вы познакомились с Иосифом Александровичем.

Михаил Ардов: Познакомился я с ним, страшно сказать, в 1962 году. Дом моих родителей был московским домом Ахматовой. Обычно она, приезжая в Москву, а в Москве она жила довольно подолгу, даже иногда дольше, чем в Питере, она останавливалась в нашей квартире. А в 62-м году несколько молодых поэтов, в том числе Бродский, познакомились с ней, подружились, она одобряла их стихи. Вот когда она приехала, оказавшийся в Москве Бродский пришел, и мы с ним познакомились. Я и мой младший брат, наша компания, мы все подружились. Бродскому было 22 года. И надо сказать, что Ахматова рассказала такую историю, связанную с ним. Она какое-то время жила в Комарово на своей даче, в "будке" так называемой, особенных удобств не было, воду надо было носить из колонки. К ней приехала какая-то молодая особа из Ленинграда и вела какие-то разговоры литературные. В частности, эта дама сказала: "У меня есть весь Бродский". Поскольку уже стихи Бродского ходили в самиздате. На что Ахматова сказала: "Как это можно говорить "весь Бродский", когда Бродскому 22 года?". В это время открылась дверь, и Бродский принес два ведра воды полных. Ахматова указала на него с ведрами и сказала: "Вот вам весь ваш Бродский". Вот такая шутка. Но, вообще говоря, я много могу, мы с ним общались довольно тесно в течение многих лет. Я много жил в Ленинграде, да и он бывал в Москве. Я бы хотел начать сегодняшний разговор серьезно, я в некотором роде священнослужитель, и здесь сижу в рясе с крестом. Я бы хотел поднять такую тему, которую собственно и надлежит мне поднять – это Бродский и христианство.
По-моему, Бродский наиболее полный и цельный поэт своего поколения. И конечно, никто так много не сказал о поэзии и для поэзии не сделал

Владимир Кара-Мурза: К нам присоединился руководитель театра "Практика" Эдуард Бояков. Мы знаем вас как поклонника и пропагандиста творчества Иосифа Бродского. Что привлекает вас в его поэзии?

Эдуард Бояков: Тотальность прежде всего привлекает. По-моему, Бродский наиболее полный и цельный поэт своего поколения. И конечно, никто так много не сказал о поэзии и для поэзии не сделал.

Владимир Кара-Мурза: А понятен ли он и близок ли вашему зрителю театральному?

Эдуард Бояков: Судя по тому, что любое упоминание Бродского в афише гарантирует полные сборы, - это близко. У нас в прошлом году в день памяти Бродского, в день его смерти мы по традиции собираем людей для того, чтобы они почитали стихи, у нас произошла накладка, и на сайте каким-то образом исчезла информация о том, кто будет принимать участие в этом вечере. И билеты были проданы до того, как было объявлено, что там будет Александр Филиппенко, Виктория Толстоганова и другие прекрасные артисты.

Владимир Кара-Мурза: Михаил Мейлах, литературовед, писатель, поэт, профессор Страсбургского университета, бывший советский диссидент, передает гипноз личности Бродского.

Михаил Мейлах: Бродский был огромным поэтом и огромной личностью. Это ощущалось немедленно, он захватывал вас, он вас завлекал своей личностью. У него с Ахматовой было такое полушутливое выражение: что главное в жизни? Величие замысла. Вот это величие в нем ощущалось в полной мере, причем, величие подлинное. Как говорил товарищ Сталин, он был и остается лучшим и талантливейшим поэтом нашей эпохи. Хотя по-прежнему есть чем похвалиться русской словесности, и по сей день, думаю, значение Бродского пока не превзойдено. Другой вопрос, что Бродский фактически не оставил наследников. Я думаю, что его влияние в сегодняшней поэзии не очень чувствуется, потому что он создал очень резко индивидуальный мир, подражать которому бесполезно, а следовать за ним нужно, чтобы планка была очень высока.



Полный текст программы "Грани времени" появится на сайте в ближайшее время.

Материалы по теме

XS
SM
MD
LG