Ссылки для упрощенного доступа

Последний звонок в сериале "Школа"


Режиссер Валерия Гай Германика
Режиссер Валерия Гай Германика
Первый канал завершил показ нашумевшего сериала Валерии Гай Германики "Школа". Когда вышли первые серии "Школы", многие говорили, что это революция на российском телевидении, во всяком случае, нечто небывалое. Сохранилось ли это ощущение сейчас, когда сериал завершился? На этот вопрос ответила телеобозреватель Радио Свобода Анна Качкаева:

– Ощущение революции сохранялось где-то с полмесяца, особенно когда невероятное внимание этому сериалу придавали и депутаты, и общественность, и учителя, и даже главные лица в стране. На этой волне были даже попытки его запретить, но потом довольно быстро все это схлынуло. И спустя четыре месяца критика уже не обращала внимания на то, что происходит в сюжетной линии. Хотя мне как раз кажется, что имеет смысл и обсуждать, и говорить. В том числе и с точки зрения вызванного общественного резонанса. Рейтинги у сериала под финал были не высоки, учителя в форумах пошумели и успокоились. Общественность и депутаты также. Зато в Интернете молодые люди создали большое количество форумов, есть сайт "Школы", у сериала появились поклонники.

Еще запомнился любопытный эксперимент, когда во время Олимпиады в Ванкувере сериал перевели в Интернет, и это был интересный шаг с точки зрения программирования. Первый канал показал, что может быть и такая – плавающая - сетка, что современное поколение зрителей от большого канала может и не зависеть. С этой точки зрения для Первого канала, для Гай Германики, Константина Эрнста это был эксперимент в работе с новой аудиторией, и эксперимент с точки зрения программирования. А вот для общественности "Школа" перестала быть событием. Хотя то, как ее позиционировали, как начали сразу после Нового года, в школьные каникулы, и закончили с последним звонком, – все это было сделано очень грамотно.

– Что бы вы назвали главной удачей Валерии Гай Германики? И что не понравилось?

– Мне кажется, что она сумела нащупать нерв, то, что свойственно всем молодым. Когда они ищут себя, ищут любви, понимания и доверия друг к другу. В этих характерах молодые люди видят близкое для себя и знакомое. Близость именно с этим, а не с реалиями конкретной школы и школьной жизни. Потому что эта "Школа" как похожа, так и не похожа на другие. Есть более жесткие варианты, есть менее жесткие. А вот поиск себя, ощущение одиночества, максимализм, желание как-то определиться – это ощущение Гай Германика передать сумела. Как и актеры – и взрослые, и молодые. Мне кажется, что это социально-психологическая история, которую имеет смысл обсуждать. Потому что в ней проявляются и многие общественные проблемы, о которых никто не говорит: все, что связано с взаимоотношениями в семье и в браке, отношения с окружающей социальной средой… Но вот до серьезного обсуждения ни у общественности, ни у критиков, по большому счету, руки не дошли. Вокруг сериала пошумели, потому что увидели в нем очернение школьной действительности, и не захотели поговорить о гораздо более сущностных проблемах.

Своим мнением о сериале с Радио Свобода поделилась и телеобозреватель "Коммерсанта" Арина Бородина:

– Мне сериал понравился. Эксперимент очень удачный. Типажи, характеры и ситуации, которые показаны Валерией Гай Германикой в "Школе", мне показались очень реалистичными, многие истории очень знакомы. Давно на телеэкране не было такого дыхания жизни, как это ни парадоксально.

– Валерия Гай Германика сказала, что второго сезона "Школы" не будет. Вам жаль? Хочется, чтобы сериал продолжался?

– Если честно, очень жаль. И не только мне, но и многим другим. Да и по логике стоило бы продолжить: все-таки перед нами не выпускной класс… Думаю, решение завершить "Школу" принято не только Валерией Гай Германикой, но и продюсерами сериала, Первым каналом.

– А кто в сериале ваш любимый герой?

– Мне почти все герои небезразличны. Но, конечно, самая драматичная ситуация – это финал, гибель девочки, Ани Носовой. Ее самоубийство рвет душу.
XS
SM
MD
LG