Ссылки для упрощенного доступа

Черчилль повторил ход Кутузова


Уинстон Черчилль и другие лидеры антигитлеровской коалиции
Уинстон Черчилль и другие лидеры антигитлеровской коалиции
В эти дни исполняется 70 лет Дюнкеркской операции – эвакуации через Ла-Манш сотен тысяч солдат союзнических сил. Группировка была окружена войсками нацистской Германии у портового города Дюнкерк на севере Франции в мае 1940 года – в начале Второй мировой войны.

В Дюнкерке и его окрестностях в эти дни проходят торжественные мероприятия в память о тех событиях. В город из Британии приплыли десятки небольших судов – в память о той добровольной флотилии, которая в конце мая – начале июня 1940 года под постоянными атаками германской авиации помогала военным кораблям эвакуировать солдат с берегов Франции.

Тогдашний премьер-министр Великобритании Уинстон Черчилль назвал дюнкеркскую эвакуацию "чудом избавления". До сих пор в Британии фраза "дюнкерский дух" означает ощущение единства британцев перед лицом несчастий. О том, что означала дюнкеркская эвакуация союзнических сил для дальнейшего хода Второй мировой войны и как сегодня отмечают годовщину тех событий, рассказывает корреспондент Радио Свобода во Франции Семен Мирский:

– Среди огромного числа мероприятий на первом месте все-таки стоит прибытие в Дюнкерк группы ветеранов операции, вошедшей в историю Второй мировой войны под кодовым названием "Операция "Динамо". На пляже Дюнкерка их встретили французские ветераны на военных грузовиках и джипах той самой эпохи, джаз-банд, игравший мелодии 1940-х годов. Сошел на берег и представитель королевской семьи Великобритании. Но на первом месте были все-таки ветераны английские.

93-летний Лайонел Такер события 28 мая 1940 года вспоминает так, как будто это произошло не 70 лет назад, а вчера. "Немецкие самолеты бомбили нас, не давая передышки. Приходилось все время прыгать в канавы. Но когда, проделав путь в 30 километров под обстрелом, мы вышли, наконец, к Дюнкерку, там начались самые серьезные дела".

Другой ветеран, Эдвин Браун, участвующий сегодня в памятных церемониях в Дюнкерке, вспоминает: "Когда мы вышли, наконец, к берегу моря, вдруг увидели множество маленьких барж и лодок, которые готовились нас подобрать, чтобы направить на большие корабли. Сами они к берегу подойти не могли, потому что здесь мелко. Их готовность помочь нам и спасти не знала границ. Это и был тот самый дух Дюнкерка".

Среди флотилии кораблей, лодок и барж, прибывших в Дюнкерк на торжества, рядом с эскадренным миноносцем Королевского флота "Монмот" стоит на рейде баржа "Грета", построенная в 1892 году, участвовавшая в операции. Она на плаву и по сей день. На борту баржи, десятилетиями перевозившей грузы по реке Темза, Брайан де Матес, чей отец участвовал в эвакуации союзных войск из Дюнкерка.

– Для британцев Дюнкерк – это чудо избавления. А что он означает для французов? Нет ли тут привкуса горечи? Ведь бытовало мнение, что британские войска эвакуировали, жертвуя при этом французскими.

– Есть горечь поражения. Но здесь некоторый парадокс. Поскольку операция по эвакуации союзных войск, большинство из которых были британцами, была подготовкой к сражению, которое, в конечном счете, обернулось поражением немцев. Приведу немного статистики, дающей представление о том, что произошло в Дюнкерке 70 лет назад. Общее число союзных солдат – англичан, французов и бельгийцев, эвакуированных из города, - составляло 338 тысяч 226 человек. В операции "Динамо" участвовало более 400 плавучих единиц всех мыслимых размеров – от эсминцев до маленьких моторных лодок. Во время операции погибло более пяти тысяч солдат союзных войск. Шесть крупных британских кораблей и 46 десантных катеров были потоплены немецкой авиацией и артиллерией. Британская авиация в ходе одной недели сбила 132 самолета немецкой "Люфтваффе", потеряв 99 самолетов.

Сегодня самые авторитетные западные, в том числе и французские, историки считают, что операция "Динамо" предопределила дальнейший ход Второй мировой войны. Если бы более 200 тысяч британских солдат, находившихся на пляжах Дюнкерка, были убиты или взяты в плен, то у Великобритании, скорее всего, не было бы другого выхода, как смириться с условиями Гитлера, хотевшего навязать Англии сепаратный мир. При такой ситуации Америка не вступила бы в войну так скоро, и у Гитлера были бы все шансы выиграть позднее войну на Восточном фронте. Парадокс Дюнкерка: союзные войска эвакуировались, если угодно – бежали от победоносной в те дни немецкой армии. Но поражение затем обернулось победой.

– Хочу добавить несколько фраз из мемуаров Черчилля. "Никогда не возникал вопрос об оставлении французов на произвол судьбы", - писал он. Черчилль вспоминает, что 30 мая созвал в военно-морском министерстве совещание и подчеркнул, что совершенно необходимо вывезти больше французских войск. "Не сделать этого – означает нанести непоправимый ущерб по отношениям между нами и нашими союзниками", - пишет Черчилль. И в заключение еще один вопрос: Дюнкерк в сознании британцев можно сравнить с Москвой, оставленной Кутузовым в войне с Наполеоном 1812 года, в российском сознании. Кутузов тогда заявил, что надо оставить Москву, чтобы спасти армию и тем самым спасти Россию. Черчилль в своих воспоминаниях писал: "Мы должны будем потерять всю артиллерию, все вооружение нашей армии. Но что это значит по сравнению со спасением самой армии, того ядра и основы, вокруг которых Англия только и могла создавать свою армию будущего!"

– Действительно, с интервалом, в 130 лет Черчилль повторил стратегическую мудрость и реализм, которые были свойственны Кутузову во время войны против Наполеона. Это был шаг назад для того, чтобы шагнуть два могучих и решающих шага вперед.
XS
SM
MD
LG