Ссылки для упрощенного доступа

Почему в районе Туапсе и Сочи были найдены мертвые дельфины


Ирина Лагунина: Накануне лета в эфире РС российские экологи анализируют состояние российских водоемов. Выводы неутешительны: большинство рек, а также Балтийское и Черное море, серьезно загрязнены. Рассказывает Любовь Чижова.

Любовь Чижова: В эти дни российское отделение Гринпис проводит акцию по исследованию состояния рек Волго-Балтийского водного пути между Москвой и Петербургом. Экологи взяли пробы из стоков в Неву, Славянку, Ижору, Свирь, Ладожское и Онежское озера, Рыбинское водохранилище Волгу и канал им. Москвы. Пробы направляются в специализированную лабораторию для проверки на содержание опасных веществ. Уже обнародованы первые результаты исследования проб, отобранных на полигоне "Красный Бор" под Санкт-Петербургом. Образцы воды взяли из канала, который отводит фильтр полигона в реку Большая Ижора – приток Ижоры. Анализ показала, что вода в канале токсична – в ней нашли тяжелые металлы, полихлорированные бифенилы, фталаты и фенолы, содержание которых во много раз превышает предельно допустимые концентрации. Подробнее об экспедиции по рекам Волго-Балтийского водного пути рассказывает координатор токсического проекта Гринпис в России Алексей Киселев….

Алексей Киселев: Перечень веществ достаточно узкий, выбран, исходя из двух соображений. Первое: этот перечень веществ определен, исходя из конвенции морской среды Балтийского моря. Это единственная конвенция, к которой Россия присоединилась, в первую очередь благодаря тому, что к этой конвенции присоединился в свое время Советский Союз. И соответственно, по этим веществам в Российской Федерации не проводится никакого мониторинга. То есть Гринпис или общественные организации снова подменяют собой государство российское для того, чтобы понять, насколько серьезна ситуация с загрязнениями. Первые результаты говорят о том, что ситуация с загрязнениями серьезная. То есть все стоки, которые попадают в поверхностные водные объекты токсичны. У нас результаты окончательные пока не обработаны, поэтому говорить пока можем только о Санкт-Петербурге, а поверхностные воды в Российской Федерации пока еще более-менее в нормальном состоянии, но в некоторых водоемах купаться не советовали бы. Я могу попытаться утверждать, что у нас сейчас в таких крупных городах как Ярославль, Санкт-Петербург или Москва, крупнейшие загрязнители водоемов – это предприятия жилищно-коммунального хозяйства. Но это опять-таки глупо говорить, что это их вина, скорее их беда. Потому что не совершенствование регулирования в России, обязывает эти предприятия, мы говорим о водоканалах, принимают любые, даже самые грязные сточные воды без права отключить того или иного загрязнителя. В то время как загрязнитель, который единожды подключился к водоканалу и передает ему свои сточные воды, фактически выпадает из государственного экологического контроля в России и фактически становится бессточным производством, на самом деле таковым не являющимся.
Любовь Чижова: Рассказывал координатор токсического проекта Гринпис в России Алексей Киселев… Открытие терминала по перегрузке удобрений в черноморском городе Туапсе вызвало массовые отравления горожан и загрязнение моря. При перегрузке удобрений, как предполагают экологи, в воздух и в море попали аммиачная селитра и карбомид – минеральное удобрение с высоким содержанием азота. У многих людей были зафиксированы симптомы отравления, а на берегу моря в районе Туапсе и Сочи были найдены мертвые дельфины. Власти Туапсе факт утечки химикатов опровергают. С подробностями – корреспондент РС в Краснодарском крае Виталий Тарасов…

Виталий Тарасов: 15 марта в порт города Туапсе зашло турецкое судно. В это судно компания Туапсинский терминал грузило удобрения. Однако предназначенный для погрузки терминал не был сдан в эксплуатацию. Много лет за его строительством следит общественная организация Туапсинский общественный экологический совет. Председатель организации Евгений Ветишко поясняет: во время погрузки не работала аспирационная установка.

Евгений Ветишко: По технологии должна погрузка производиться с аспирационной установкой – это установка пылеподавления. Но аспирационная установка собрана не была во время погрузки. Просто транспортер обычный, нарушая все технологии, которые были задекларированы изначально. Была часть улицы засыпана, большинство горожан видело опыление, из-под судна клуб дыма.

Виталий Тарасов: Открыть погрузочный терминал компания Еврохим обещает в течение месяца. Как заявляют представители компании, в марте коммерческой отгрузки не было, проходило тестирование оборудования. При этом, по их словам, не было вредных выбросов в атмосферу. Экологическую обстановку в Туапсе изучает в том числе инициативная группа Чистый город. Погрузку удобрения наблюдала председатель группы Елизавета Торговкина.

Елизавета Торговкина: Я как раз была на берегу, в течение полутора часов наблюдали, фотографировали погрузку. Большой столб пыли или удобрений, очень высокий. Как раз был очень сильный ветер, он шел в сторону города, направление было. Потом в горле першило. От чего першило, я не могу сказать, но это было. Нам даже приносили гранулы в мешочках, дедушка насобирал на линии железной дороги, которая вела на терминал.

Виталий Тарасов: В марте глава Туапсинского района Виктор Кошель по местному телевидению заявил, что туапсинцы обращаются в городскую больницу с отравлениями. На днях эту информацию опроверг главврач центральной городской больницы Туапсе Владимир Свазьян. Но вот что рассказала Радио Свобода Наталья, которая живет на набережной Туапсе. Она просит не называть ее фамилии.

Наталья: Шел запах аммиачной селитры. Очень сильный запах. Сразу пошел выброс огромнейший, прямо на город сбросило. Когда я закрыла окна, уже было поздно, потому что у меня был ожог дыхательных путей полностью. У меня все горело так, как будто у меня горчичники внутри стоят. Потом началось сердцебиение. На 12 час у меня просто глаза из орбит вылезали. Самое интересно, что мы звонили в МЧС при администрации, звонил весь город. Кому мы только ни звонили, куда мы только ни писали, это все бесполезно. Они 9 суток грузили. У нас дом находится на набережной, у меня шикарные французские стеклопакеты, ничего не помогало, абсолютно ничего. Это же была пудра, погрузка шла пудрой, она пролезала через все щели буквально. И то, что мы окна закрывали 9 суток, ничего не спасало.

Виталий Тарасов: Представители компании Еврохим заявляют, что турецкое судно загружали карбомидом, минеральным удобрением с высоким содержанием азота. Позже уже другое судно приняло на борт удобрения на основе калия. При правильной погрузке эти удобрения безвредны. Однако в начале апреля на побережье Туапсе и Сочи были найдены мертвые дельфины. Причины смерти установить не удалось, потому что трупы животных в срочном порядке убрало МЧС.

Любовь Чижова: Это был репортаж корреспондента РС в Краснодарском крае Виталия Тарасова. Основной проблемой Балтийского моря экологи уже несколько лет называют сине-зеленые водоросли, которые появились здесь из-за высокой концентрации фосфора и азота. Для решения этой и других проблем моря страны Балтийского бассейна объединились в организацию ХЕЛКОМ – хельсинскую комиссию по защите морской среды Балтийского моря. Последние два года в ней председательствует Россия. Изменилось ли что-либо в российской политике по отношению к морю и можно ли будет нынешним летом спокойно купаться в Балтике? Об этом я спросила председателя правления общественной организации "Друзья Балтики", члена правления международной организации "Чистая Балтика" Ольгу Сенову….

Ольга Сенова: Итоги, безусловно, есть позитивные. Если посмотреть на то, что нашей стране принесли эти два года, нашему балтийскому побережью. За это время существенное развитие очистки сточных вод Петербурга произошло, и на сегодняшний день 91% сточных вод Петербурга очищается. Начата очистка сточных вод от фосфора, правда, эта технология довольно дорогая, сложная, но это уже серьезный шаг. Есть серьезный шаг в развитии охраняемых природных территорий. Подготовлено создание новых 12 охраняемых природных территорий, которые будут способствовать сохранению Балтийского моря. С точки зрения общественных организаций очень важный шаг – это подготовка к созданию заповедника. Это заповедник, который включает в себя острова Финского залива.

Любовь Чижова: Существует план действий по Балтийскому морю. Эксперты отмечают, что он недостаточно еще выполняется.

Ольга Сенова: С точки зрения очистки сточных вод там есть белое пятно. У нас многотысячные садоводства. Их стоки, их туалеты текут прямо в каналы, ручьи и море. Об этом, к сожалению, нет ни слова в концепции плана. Видимо, и в окончательный вариант плана это не попадет, потому что нет готовности никакой. Хотя есть способы, общественная организация предлагает целый ряд способов экологически чистой биологической очистки сточных вод.

Любовь Чижова: Например, какие способы?

Ольга Сенова: Самый простой способ – это компактный туалет. Очень многие используют выгребную яму. А выгребная яма означает просачивание нечистот, содержащих азот, в водотоки. А можно использовать бак, в котором накапливаются нечистоты и потом перегружаются в компостную кучу, переслаиваются опилками или торфом и служат удобрением. Чуть-чуть более сложно разделение фракций, это использование сидений для унитаза дачного, деревянного, который бы разделял урину от фекалий. Фекалии бы ушли в компост, а жидкие фракции, азотосодержащие, самые полезные для земли и самые опасные для моря, она бы собиралась в канистры, в баки, выдерживалась бы и использовалась для полива газонов, деревьев, огорода.

Любовь Чижова: В каком состоянии Балтика подходит к новому летнему пляжному сезону? Будет ли в море приятнее купаться чем, скажем, прошлым летом?

Ольга Сенова: Нет, безусловно. Пока тенденции улучшения состояния нашего побережья нет. Потому что пока и азот и фосфор с прибрежных городов, поселков текут в море. Пока у берега излишне развиваются сине-зеленые водоросли. Понимаете, что происходит, азот и фосфор, когда попадают в грядку, от этого растет хорошо зелень, когда они попадают в море, от этого тоже растут хорошо все морские растения, водоросли. Раз их так много, они потом должны сгнить. Загнивая, они употребляют кислород, поглощают его и не оставляют кислорода в прибрежной зоне для всей остальной живности. Получается, что у нас там, где самое мелководье, просто черная гнилая жижа. Пляж около Соснового бора, там большая глубина, он пока еще прекрасен, но в июле-августе там будут расти сине-зеленые водоросли, мелкие поверхностные водоросли, которым не страшно отсутствие кислорода в природных областях. Эти сине-зеленые водоросли на вид все одинаковые, просто такая пленочка зеленоватая мелкая, но на самом деле у них много подвидов и некоторые токсичны.

Любовь Чижова: Говорила Ольга Сенова из организации "Друзья Балтики". В мае в Москве прошло заседание Хельсинской комиссии по защите морской среды Балтики. В его работе участвовал российский премьер Владимир Путин. В этот день экологи провели акцию, на которой призвали главу правительства запретить сброс неочищенных промышленных стоков в российские водоемы, в том числе, через систему канализации.
XS
SM
MD
LG