Ссылки для упрощенного доступа

Леонида, последняя из дореволюционных


Поминальная служба в память о великой княгине Леониде Георгиевне
Поминальная служба в память о великой княгине Леониде Георгиевне
В Петропавловском соборе Петербурга похоронена великая княгиня Леонида Георгиевна Романова - последний член российского императорского дома из родившихся до революции 1917 года.

В Великокняжеской усыпальнице Петропавловского собора в 1992 году был похоронен муж великой княгини Леониды Георгиевны Владимир Кириллович. Тогда же рядом с его захоронением оставили место и для его вдовы. Леонида Георгиевна скончалась 31 мая в Мадриде на 96-м году жизни, она завещала похоронить себя рядом с мужем. Гроб с ее телом был выставлен в соборе для прощания 2 июня. 3 июня прошли заупокойная служба, возглавляемая митрополитом Владимиром, отпевание и погребение.

Похороны Леониды Георгиевны имеют большое историческое и духовное значение прежде всего для императорского дома, – считает историк, секретарь петербургского отдела Российского имперского союза Сергей Маньков:

– Еще 25 лет назад мы не могли и представить себе, что возможно возобновление упокоений в Петропавловском соборе. Мы действительно хороним эпоху. Возможно, это последняя женщина, родившаяся в императорской России, пережившая Первую мировую войну, красный террор, гражданскую войну, изгнание, с которой были знакомы многие монархи и главы стран Европы. К ее руке прикладывались и Бенито Муссолини, и Франсиско Франко, и Шарль де Голль, и Франсуа Миттеран, и многие другие.

Конечно, Леонида Георгиевна должна была быть похоронена рядом с мужем, но с самого начала погребение Владимира Кирилловича в Петропавловском соборе было ошибкой, – считает российский представитель объединения членов рода Романовых Иван Арцишевский, не признающий легитимность Леониды Георгиевны и ее дочери Марии Владимировны:

– Когда Владимир Кириллович, будучи императором, назначил наследницей Марию Владимировну, то, естественно, у всей семьи возник вопрос: "А почему женщина?" "Потому что пресеклась мужская линия". Как же пресеклась мужская линия, когда по всем мировым справочникам был и есть Николай Романович? "У него морганатический брак", говорят в ответ. Но, простите, у Леониды Георгиевны тоже был морганатический брак: она первый раз была замужем за американцем Керби.

При этом Сергей Маньков считает, что статус членов императорского дома не зависит от признания или непризнания кем бы то ни было, и подчеркивает, что Леониду Георгиевну отпевали как "благоверную государыню великую княгиню". Но от Ассоциации членов рода Романовых на отпевании и погребении не было никого.
XS
SM
MD
LG