Ссылки для упрощенного доступа

"Стратегия-31" проиграла. Или выиграла?


Разгон 31 мая превзошел своей жестокостью все предыдущие действия властей.
Разгон 31 мая превзошел своей жестокостью все предыдущие действия властей.
Премьер-министру России Владимиру Путину известны подробности жесткого разгона в Москве участников акции в защиту 31-й статьи Конституции 31 мая. Об этом сообщил пресс-секретарь главы правительства Дмитрий Песков.

31 мая около полутора тысяч человек вышли на Триумфальную площадь столицы с требованием к властям соблюдать 31-ю статью Конституции, которая позволяет гражданам собираться мирно, без оружия, проводить митинги и шествия. Акцию столичные власти не санкционировали – и более 150 человек были жестко задержаны бойцами ОМОНа. По словам пресс-секретаря премьера Дмитрия Пескова, Владимиру Путину известно, "где было дано разрешение на проведение акции и где она в итоге была проведена". Московские чиновники предлагали оппозиции протестовать либо на Чистопрудном бульваре, либо на Болотной площади, либо на набережной Тараса Шевченко. Однако организаторы все варианты отвергли. Также премьер в курсе, что в милиции журналисту издания "Газета.ру" Александру Артемьеву сломали руку. Как глава правительства оценивает произошедшее, Дмитрий Песков ответить отказался.

Владимир Путин оказался в такой ситуации, когда не прокомментировать разгон митинга он просто не мог, считает правозащитница, журналист Марина Литвинович, которая была на Триумфальной площади 31 мая. Не исключено, что через некоторое время этой темы коснется и президент Дмитрий Медведев, считает она:

– Путин отреагировал по простой причине: накануне акции "Стратегии-31" он имел разговор с Шевчуком, и тема "маршей несогласных" была поднята в достаточно явной и жесткой форме. Поэтому сейчас Путину уже отмалчиваться нет смысла – свою позицию он обозначил и она уже зафиксирована. А вот что касается Медведева, скорее всего, ему следовало бы отреагировать, но он, как правило, реагирует спустя какое-то время. Я думаю, что спустя некоторое время появится какая-то реакция. Она может быть высказана завуалировано, аккуратно, но сигнал может быть послан.

Напомним, что 29 мая в Санкт-Петербурге, за два дня до акции в Москве, о протестных настроениях в обществе и выступлениях оппозиции на встрече Владимира Путина с творческой интеллигенцией говорил известный рок-музыкант Юрий Шевчук. Премьер ответил, что нельзя проводить марши и шествия, которые могут помешать дачникам выезжать за город.

Уполномоченный по правам человека Владимир Лукин 3 июня заявил, что готовит доклад о событиях 31 мая на Триумфальной площади, где омбудсмен присутствовал как наблюдатель. Документ практически готов, и первым делом он попадет на стол президенту, а затем выводы опубликуют на официальном сайте уполномоченного по правам человека и все желающие смогут с ними ознакомится. Также Лукин сказал, что на время приостанавливает меморандум о сотрудничестве с Министерством внутренних дел. "Я ожидаю от милиции разъяснений и извинений перед гражданами", – заявил омбудсмен.

Готовы отреагировать на произошедшее 31 мая и в Общественной палате, но лишь в случае поступления обращений. Ситуацию комментирует политолог Владимир Прибыловский:

– Я бы отнес нынешний некоторый успех оппозиции полностью на счет Шевчука. Эта его пикировка с Путиным привлекла внимание широких масс, совершенно очевидно увеличила количество людей, пожелавших выйти на Триумфальную площадь. Я смотрю на это так: оппозиция имела некоторый успех, которым она обязана не себе, а лишь одному своему представителю – Шевчуку.

Московские власти 31 мая на Триумфальной площади разрешили выступить прокремлевской молодежи. Движения "Россия молодая", "Молодая гвардия", "Местные" уже определили, что каждое 31 число будет Днем донора. У памятника Маяковскому теперь проводят концерты и сдают кровь под лозунгом "Спасем жизнь". При этом лидеры прокремлевской молодежи не скрывают, что и дальше будут проводить День донора именно на Триумфальной площади, которую защитники 31-й статьи Конституции выбрали местом проведения своей акции.

По мнению политолога, эксперта центра Карнеги Николая Петрова, и премьер, и президент с политической точки зрения проиграли в ситуации, которая сложилась вокруг последней акции "Стратегии-31":

– Я бы описал позицию премьера как проигрыш – сначала в том формате, который он сам выбрал для себя при общении с творческой интеллигенцией. А затем он усугубил этот проигрыш тем, что, желая продемонстрировать, что власть не идет ни у кого на поводу и не делает ничего под давлением общественности, выбрал достаточно жесткую позицию по отношению к участникам митинга. И вдобавок это произошло во время саммита Россия–ЕС, что оказало достаточно серьезное психологическое воздействие на европейских участников саммита. Мне кажется, что президент хранит молчание, потому что это действия премьера. Но я бы расценивал это молчание тоже как политический проигрыш. Элементарная демонстрация того, что у Медведева позиция самостоятельная и он может, по крайней мере, запросить отчеты милицейских властей Москвы и Питера о том, что происходило, мне кажется, очень позитивно сказалась бы на имидже президента...

Оппозиция уверена, что благодаря своей настойчивости, подкрепленной активностью известного рок-музыканта, она добилась успеха: на нее обратили внимание. Следующее выступление в защиту 31-й статьи Конституции, гарантирующей свободу собраний, намечено на 31 июля.
XS
SM
MD
LG