Ссылки для упрощенного доступа

Журналист Вадим Дубнов – о Дагестане как колонии


Президент Дмитрий Медведев (слева) во время визита Центра спецназа ФСБ в Махачкале. Июнь 2009
Президент Дмитрий Медведев (слева) во время визита Центра спецназа ФСБ в Махачкале. Июнь 2009

В эти дни на Северном Кавказе работает специальный коррепондент Радио Свобода Вадим Дубнов. Сейчас он находится в Дагестане.

- Каково ваше впечатление от этой республики?


- Дагестан - это очень-очень российский регион с той поправкой, что его еще связывают особые отношения с федеральным центром. Это, наверное, и есть та самая традиция, уже сформировавшаяся за последние 10 лет, которая непрозрачность и коррупционность делает не просто системной, а жизнеобразующей.

- О каких особых отношениях вы говорите?

- Главный вопрос - зачем нужен Дагестан России - так и не решен за все эти годы. Один местный экономист очень точно определил проблему: отношение к Дагестану абсолютно как к колонии, при том что из Дагестана выжимать нечего - нет никаких ресурсов, нет нефти, нет газа, нет рыбы, нет всего того, ради чего стоило бы эту колонию содержать. А поскольку при этом колониальном отношении нечего выжимать, то никто и не идет сюда, никому сюда неинтересно идти, вкладывать деньги. И единственный ресурс, который здесь имеет смысл, это бюджетные средства. Они выделяются в Москве, по дороге куда-то улетучиваются, и эта система бюджетных отношений является основой отношений между Дагестаном и Россией. На этой основе ничего не может вырасти.

- Вам кажется, что в этом отношении ситуация в Дагестане отличается от отношений федерального центра с другими северокавказскими республиками?

- По схеме не отличается. Но есть особенности Дагестана, потому что это не маленькая Ингушетия, это довольно большая республика, огромная территория, внутреннюю стабильность обеспечить гораздо труднее. Здесь эта стабильность самоподрывающаяся.

- Вы были сегодня свидетелем очередной антитеррористической операции российских правоохранительных органов в Махачкале. Другая проблема - политические убийства в Дагестане; сегодня, например, вынесен приговор по делу об убийстве лидера дагестанского отделения партии "Яблоко" Фарида Бабаева. Постоянная чехарда с переделом сфер влияния в этой республике... Какова равнодействующая - все-таки становится ситуация стабильнее или нет?

- При прежнем президенте Магомедали Магомедове эта стабильность основывалась на том, что лидер республики просто балансировал между разными кланами. Они предельно криминальны, но в силу взаимной ненависти они давали некую равнодействующую. Можно было с этим как-то играть и этим не то чтобы управлять, но маневрировать и выживать, придавать некую форму нестабильной устойчивости. А сейчас этой равнодействующей нет. Например, убили министра внутренних дел, Адильгерея Магомедтагирова, у которого сфера влияния была большая, незыблемая и очень прочная. После того как его не стало, его сферу влияния начали делить хаотично, бессистемно. Вот это сейчас и происходит. И именно в силу этой бессистемности ситуация становится абсолютно разбалансированной.

XS
SM
MD
LG