Ссылки для упрощенного доступа

Владимир Кара-Мурза - о "несогласных" и милиции


На каждого оппозиционера 31 мая в Москве приходилось по несколько сотрудников милиции.
На каждого оппозиционера 31 мая в Москве приходилось по несколько сотрудников милиции.
Оппозиционное движение "Солидарность" 3 и 4 июня проводило серию одиночных пикетов у здания МВД РФ, требуя признания противоправных действий милиции на "Марше несогласных" 31 мая. Представители движения "Солидарность" выходили на улицу с плакатом, в котором содержались требования уволить главу МВД РФ Рашида Нургалиева и начальника ГУВД Москвы Владимира Колокольцева.

Владимир Кара-Мурза: "Борьба с участниками "Маршей несогласных" объявлена приоритетным направлением деятельности милиции на ближайшие месяцы", - так утверждает журнал "Нью Таймс". Источник в центральном аппарате МВД сообщил изданию, что соответствующее уведомление поступило в Министерство из аппарата правительства страны. По его словам, сотрудников МВД ознакомили с этим документом, главный ответственный за выполнение директивы - уголовный розыск. Пресс-секретарь премьер-министра Дмитрий Песков в интервью "Нью Таймс" факт отправки подобной директивы из аппарата правительства силовикам опроверг. "Это не соответствует действительности", - заявил пресс-секретарь Владимира Путина. Раздражение властей и милиции могла вызвать прошедшая в конце недели серия одиночных пикетов возле здания МВД в Москве с требованием отставки министра внутренних дел Рашида Нургалиева. Участники пикета держали в руках плакаты "31 мая не забудем, не простим", "Нургалиева в отставку", "В Москве нет милиции" и "Оборотней на нары". В разное время за участие в этой акции были задержаны главный редактор "Ежедневного журнала" Александр Рыклин, политолог Андрей Пионтковский, а также активисты движения "Солидарность" Илья Полышев и Михаил Шнейдер. Все участники одиночных пикетов доставлялись в ОВД Якиманка. О том, станет ли борьба с "несогласными" приоритетным направлением в деятельности милиции, мы говорим с участником одиночного пикета за отставку Нургалиева, активистом Объединенного гражданского фронта Александром Рыклиным и обозреваетелем журнала "Нью Таймс" Зоей Световой. Удивила ли вас та жестокость, с которой был разогнан последний по времени "Марш несогласных"?

Зоя Светова: Меня эта жестокость очень удивила и поразила. Она мне напомнила первый "Марш несогласных", который был в апреле 2007 года, когда это было на Пушкинской площади. Я сама туда ходила и видела, с какой жестокостью людей хватали, как в машинах, в автозеках увозили, как их избивали. Я помню, как тащили Романа Доброхотова, по-моему, эта фотография обошла весь мир, все международные агентства. При том, что там была куча иностранных журналистов, все снимали и, конечно, было совершенно ужасно. И в последнее время, по-моему, такой жестокости не было, как было сейчас, 31 мая.

Владимир Кара-Мурза: Анна Ахматова в свое время говорила, что она помолодела на 12 лет в 49, про 37. Не кажется ли вам, что мы все помолодели на три года и вернулись в апрель 2007 года?

Александр Рыклин: Нам бы всем неплохо помолодеть года до 1999. Да нет, вы знаете, я не могу сказать, что я как-то сильно удивлен той жестокостью, с которой был разогнан этот митинг. Мне сразу не понравилось, когда я пришел на площадь, что нет ОМОНа, есть только рядовые милиционеры, я имею в виду обычный полк ГУВД Москвы, один из полков. Ведь это на самом деле означало, что в этот раз они решили обойтись без ОМОНа, и каким-то милицейским начальникам очень важно было показать, что они тоже справятся. Я думаю, что та жестокость, с которой они действовали, объясняется в первую очередь этим. Я не думаю, что кто-то специально давал распоряжение именно на этот раз как-то совсем уж бесчеловечно относиться к людям. Я думаю, что это такая служебная история, так мне кажется.

Владимир Кара-Мурза: Насколько правдоподобной кажется та директива, которая оказалась в распоряжении вашей редакции, о том, что борьба с "несогласными" после этого стала приоритетным направлением деятельности милиции?
По мере приближения выборов 12 года силовики, я думаю, будут все жестче и жестче бороться с "несогласными"

Зоя Светова: Мне кажется, вполне правдоподобно существование такой директивы. Я думаю, что такие директивы были и раньше, это очередная директива или может быть эта директива, которая пришла из аппарата правительства, а раньше она приходила еще откуда-то. Потому что на протяжении последних 3-4 лет борьба с "несогласными" является на самом деле приоритетной для наших силовиков. И по мере приближения выборов 12 года силовики, я думаю, будут все жестче и жестче бороться с "несогласными". Мы видели разные методы борьбы - это и разгон, и избиение, и убийства некоторых активистов, лимоновцев. Потом мы видели провокации, которые были против журналистов и общественных деятелей, я имею в виду ролики в интернете. Это тоже своего рода борьба с "несогласными". Какие еще нас ждут сюрпризы, что там у них в арсенале есть, я могу только догадываться.

Владимир Кара-Мурза: Настораживает ли вас, что ответственным за выполнение этой директивы назначен уголовный розыск, который будет фабриковать уголовные дела против "несогласных"?

Александр Рыклин: Наверное, будет. Я тоже не секунды не сомневаюсь в том, что сведения, полученные "Нью Таймс", верны. Да, наверное, конечно, была такая директива. Потому что на самом деле это то, что их больше всего беспокоит. Если обратить внимание на формат последнего митинга 31 числа, то можно увидеть, что там были уже и "синие ведерки", там были и обманутые дольщики. Вот это то, чего они боятся больше всего - консолидации протеста. Они видят, что собираются люди, которые уже понимают, что отдельные требования по отдельным вопросам вообще не решают никогда никакой проблемы, что нужно ставить вопрос ребром, что нужно обобщать, что необходимы политические требования, политические глобальные требования, тогда будут решаться и все остальные вопросы. Вот это их прежде всего волнует.

Владимир Кара-Мурза: Илья Барабанов заместитель главного редактора журнала "Нью Таймс", встревожен открытыми журналистами обстоятельствами.

Илья Барабанов: Значительно тревожнее тот факт, что этим занимается уголовный розыск. Вполне очевиднее было бы, если бы работу с "несогласными" поручили Центру Э, знаменитому центру по борьбе с экстремизмом. То, что это поручено именно уголовному розыску, дает повод для серьезных и довольно грустных размышлений, чем это может обернуться. Потому что мы все помним дело нацбола Юрия Червочкина, мы помним множество других дел, когда политически мотивированно убивали людей. Я не думаю, что против журнала могут быть предприняты какие-то меры, во всяком случае, я очень надеюсь, что этого не произойдет. И вообще мы выполнили ту роль, которую и должны выполнять СМИ, то есть мы предупредили людей, что такая опасность есть, что, к сожалению, это происходит. То, что реакция власти на выступления "несогласных" неадекватна, мы об этом давно знали, теперь мы понимаем, что это выходит на какой-то иной качественный уровень.


Полный текст программы "Грани времени" появится на сайте в ближайшее время.

Материалы по теме

XS
SM
MD
LG