Ссылки для упрощенного доступа

Украина торгует "Украиной"


Судостроительный завод имени 61 коммунара в Николаеве
Судостроительный завод имени 61 коммунара в Николаеве

Украина намерена достроить при помощи России и затем продать Москве ракетный крейсер "Украина". Это одна из договоренностей, достигнутых в ходе майского визита в Киев президента России Дмитрия Медведева. Будет ли Россия строить на украинских верфях для своих ВМФ новые корабли и на каких условиях она собирается создавать с Украиной совместные предприятия в области судостроения? Об этом киевские эксперты рассказали в интервью Радио Свобода.

Ракетный крейсер "Украина" (до середины 90-х назывался "Адмирал флота Лобов") – четвертый корабль серии "Атлант". Первые три, включая и "Москву" – нынешний флагман российского Черноморского флота, вошли в состав еще советского ВМФ. Строительство последнего корабля этого типа началось на стапелях Николаевского судостроительного завода имени 61 коммунара еще в 1984 году. Решение достроить крейсер в конце 90-х принял тогдашний президент Украины Леонид Кучма. Как утверждается, готовность корабля была доведена до 95 процентов. За минувшие годы украинские власти безуспешно пытались продать крейсер. Кроме России среди покупателей рассматривались Индия и Китай. Вот уже двадцать лет корабль стоит у стенки Николаевского завода и на его содержание ежегодно тратится один миллион долларов. Почему этот крейсер не нужен национальным ВМС, объясняет военный эксперт Центра имени Александра Разумкова Алексей Мельник:

– Такой крейсер не вписывается в концепцию военно-морских сил Украины. ВМС Украины нужны корветы, корабли более мелкого класса. А перспектив использования корабля такого класса нет, как нет и перспективы его продажи – покупателей на него искали, но так и не нашли. Хорошо, если Россия сейчас все-таки его купит. Но из опыта военно-технического сотрудничества с Россией я бы вспомнил старую пословицу о том, что обещать - еще не значит жениться.

Генеральный конструктор Украины по военному кораблестроению Евгений Борисов отмечает, что достроить крейсер можно только при помощи российских предприятий:

– Большая часть всего радиоэлектронного вооружения и все оружие, которое установлено на крейсере, российского производства – это кооперация еще советских времен.

По словам Борисова, для доведения "Украины" до полной готовности потребуется максимум два года, но до сих пор еще не согласованы ни цена, ни дальнейшая судьба корабля. Звучат предположения, что после модернизации он мог бы пополнить состав Черноморского флота. Еще один вариант – использовать крейсер как платформу для испытаний новых образцов российского вооружения. Рыночную стоимость "Украины" Киев ранее оценивал в 600-700 миллионов долларов, российская сторона – в десять раз меньше.

О том, что Москва согласилась достроить и выкупить крейсер, было объявлено 17 мая в ходе киевского визита российского президента. При этом Дмитрий Медведев заявил, что Россия предлагает Украине создать совместные предприятия, в том числе и в области судостроения:

– Нам нужно ставить амбициозные цели. Впереди работа над конкретными проектами, ряд документов, которые сейчас согласуются, включают атомную энергетику, а также наше сотрудничество будет в авиастроении, судостроении.

И до, и после визита на Украину Медведева в России заявляли о заинтересованности в строительстве новых кораблей для своего ВМФ на украинских верфях. Евгений Борисов говорит о том, что на Украине могут строиться боевые корабли любых типов и классов, от авианосцев до ракетных катеров:

– Но это, скажем так, в теории, с учетом тех возможностей, которыми когда-то обладали николаевские заводы - черноморский завод 61 коммунара, феодосийский завод "Море", завод "Ленинская кузница" и завод "Залив" в Керчи. Но состояние у всех заводов разное: кто-то на что-то способен, кто-то не очень. Во всяком случае, дальше заявлений дело пока не сдвинулось и конкретных предложений не поступало.

Украина выступает за возобновление кооперации между двумя странами в судостроении, но опасается, что итогом нового этапа сотрудничества может оказаться поглощение Россией украинских предприятий.

– Вообще вопрос уровня интеграции подлежит изучению, обсуждению. Что под этими словами подразумевается? Работать на основании нормальных кооперационных связей – это всем понятно, но более глубокая интеграция вызывает вопросы: как это будет? Потому что, насколько я понимаю, Россия еще сама до конца не разобралась со своей объединенной судостроительной корпорацией. Идея прозвучала, а что под ней подразумевается, какие технологии, как их воплощать в жизнь – все это остается вопросами, – говорит генеральный конструктор Украины по военному кораблестроению Евгений Борисов.

Не меньше вопросов, чем у военного конструктора Евгения Борисова, вызывает инициатива России и у военного эксперта Алексея Мельника:

– К сотрудничеству нельзя относиться негативно. Сотрудничество – это всегда хорошо, но другой вопрос – на каких условиях это сотрудничество? Если это сотрудничество закончится поглощением украинских предприятий (скажем, в авиационной промышленности Россию интересует контрольный пакет акций) – это одно. А если речь идет о таком варианте сотрудничества, как 50 на 50, то можно подождать, посмотреть, что из этого выйдет.

Пока правительства двух стран продолжают рассматривать возможные варианты объединения предприятий в различных отраслях, включая судостроение, украинская пресса утверждает, что российские власти, используя непрозрачные схемы приватизации, стали собственниками на Украине уже трех металлургических активов.

XS
SM
MD
LG