Ссылки для упрощенного доступа

Бахрамов и Марадона, Нетто и Анри


Футбольный арбитр Тофик Бахрамов
Футбольный арбитр Тофик Бахрамов
Радио Свобода продолжает серию репортажей, посвященных открывающемуся 11 июня в ЮАР чемпионату мира по футболу. В третьей части речь пойдет о взаимоотношениях футбольных арбитров с игроками.

В последние годы все чаще звучат призывы использовать технические средства, чтобы избежать ошибок арбитров на футбольном поле. "Судейская ошибка - неотъемлемая часть такой игры, как футбол. Использование, скажем, видеоповторов, как в хоккее, лишит футбол динамики", – возражают консервативно настроенные эксперты и болельщики.

Результат футбольного матча довольно часто зависит от качества судейства. В истории чемпионатов мира есть немало примеров грубых ошибок судей, некоторые из которых оказались решающими.

В 1966 году в финальном матче чемпионата мира в Англии, в котором играли сборные Англии и ФРГ, при счете 2:2 на десятой минуте дополнительного времени пушечный удар Херста сотряс перекладину немецких ворот. Мяч с огромной скоростью отскочил почти вертикально вниз и, как показалось английским игрокам, пересек линию ворот. Судивший матч швейцарец Готтфрид Динст не успел зафиксировать место отскока и бросился к боковому судье – бакинцу Тофику Бахрамову, который уверенно подтвердил взятие ворот. Но, как показали видеоповторы, мяч линию ворот не пересек.

Еще один "классический" пример судейской ошибки – история, случившаяся в 1986 году в Мексике, когда в четвертьфинальном матче против англичан аргентинец Диего Марадона подыграл себе рукой, а судья этого не увидел и гол засчитал. Этот эпизод так глубоко запал в души английских болельщиков, что 20 лет спустя, комментируя вылет англичан в четвертьфинале чемпионата мира в Германии, телеведущий компании Skynews сказал: "Нам нечего расстраиваться по трем причинам. Во-первых, мы выиграли у Аргентины, во-вторых, мы выиграли у Аргентины, и в-третьих, этот чемпионат – не последний". Судил тот матч тунисский арбитр Бенассеуру.

Судейские ошибки не были вызваны предвзятостью арбитров – речь идет о их квалификации, а также об особенностях такого вида спорта, как футбол, в котором ошибки практически неизбежны. Но, несмотря на все вышесказанное, предложения снабдить мяч электронным устройством, определяющим, пересек ли он линию ворот, или дать возможность судье просматривать спорный эпизод, у большинства экспертов энтузиазма не вызывают. Говорит спортивный обозреватель Олег Винокуров:
Международный совет по правилам, те люди, которые отвечают за развитие футбола, не будут ничего менять, потому что в этом консерватизме футбольных структур и властей тоже есть определенный шарм

– Я думаю, что мы заранее можем предположить, что проблемы с судейством на чемпионате мира, конечно, будут. И не в последнюю очередь это связано с тем, что тут исповедуется принцип представительства всех континентов, и очень часто так получается, что какие-нибудь особенно напряженные и динамичные матчи с участием топ-команд обслуживают арбитры из не самых, мягко говоря, развитых в футбольном плане стран. А что касается каких-то дополнительных средств, то, естественно, ФИФА против видеопросмотров. И я могу сказать, что понимаю это. Проводятся вроде бы вполне успешные эксперименты, в Лиге Европы провели матч, когда два арбитра располагались на линиях ворот. Это нормально, это может помочь, но в целом, я думаю, Международный совет по правилам, те люди, которые отвечают за развитие футбола, не будут ничего менять, потому что в этом консерватизме футбольных структур и властей тоже есть определенный шарм.

Главный редактор "Радио Зенит" Федор Погорелов – из тех, кто ратует за улучшение качества судейства с помощью технических средств:

– Я сознательный и яростный сторонник введения и видеоповторов, и чипов в мячи. Мне кажется, что именно это позволит сделать судейство максимально объективным. Понятно, что сделать судейство стопроцентно объективным невозможно. Но сделать его максимально объективным – мне кажется, для этого сейчас есть все технические возможности. Я внимательно смотрел матч Лиги Европы, когда два дополнительных помощника главного арбитра стояли за воротами. И тогда именно стоявший за воротами человек просмотрел откровенное нарушение, произошедшее в 10-20 метрах от него. Боковые и дополнительные помощники – это не выход. Выход – видеоповторы и чипы в мячах.

Но есть еще одна сторона вопроса – поведение игрока в спорной ситуации. Толчком к бурным дебатам по этому поводу стал случай с Тьерри Анри, который в стыковом матче сборных Франции и Ирландии за право играть на ЧМ в ЮАР помог себе рукой, а судья этого не заметил. В итоге французы забили гол, который вывел их в финальную часть чемпионата мира. Анри признал после матча, что сыграл нечестно, но добавил, что его дело – играть, а дело судьи – свистеть. Журналиста, спросившего, не стоило ли во время матча подойти к судье и признаться в нарушении, он поднял на смех. Действительно, среди игроков не принято так поступать. Но ведь судья, видя протесты ирландцев, сам мог спросить игрока, что произошло.
Мы выносим мораль за скобки, как Макиавелли вынес мораль за пределы политики. В футболе, к сожалению, в настоящий момент морали как таковой нет

К тому же никто в тот момент не напомнил Анри о случае на чемпионате мира 1962 года, когда капитан сборной СССР Игорь Нетто указал судье, что тот засчитал гол в пользу сборной СССР неправильно, поскольку мяч попал в ворота… снаружи, через дыру в сетке. При этом счет в матче СССР – Уругвай в этот момент был 1:1, то есть Нетто "отменил" гол, который мог принести победу его команде, которая, впрочем, впоследствии все же забила "правильный" гол и победила. То есть возможна и иная, чем у Анри, модель поведения футболиста в случае нарушения – в духе "фэйр плей", честной игры. Нетто впоследствии в своей книге так вспоминал этот эпизод: "Мы не привыкли к нечестной игре. Пусть бы и пришлось нам трудно, очень трудно в оставшиеся минуты, но получать победу за счет судейской ошибки?.."

Но, видимо, времена с тех пор заметно переменились, полагает Олег Винокуров:

– Просто сейчас судьям несвойственно так действовать, потому что по всем правилам и законам их работы им предписано руководствоваться собственными соображениями. Видел, не видел, сомневаешься, не сомневаешься – поступай так-то и так-то. Но, видя суматоху, когда вся ирландская команда бросилась к судье и все игроки стали уверять его в ошибке, он мог бы в этот момент подойти к Анри и спросить: было нарушение или нет? И вот тогда действительно выбор пал бы на игрока – стать героем или злодеем.

Вряд ли призыв судьи к игроку быть честным даст желаемый результат, считает Федор Погорелов:

– Профессиональные футболисты – особенные люди. Никто никогда в жизни не сказал бы на месте Анри: "Не надо засчитывать гол, я играл рукой". Можно переживать по этому поводу, можно доставать кодекс чести, призывать к нравственным подвигам и вспоминать Канта, но все это бессмысленно, потому что это их работа. Работа футболиста заключается в победе. И результат допустим только один – победа. Как ты ее достиг – это не важно. Мы выносим мораль за скобки, как Макиавелли вынес мораль за пределы политики. В футболе, к сожалению, в настоящий момент морали как таковой нет. Потому что от этого зависят премиальные - и не одного Анри, а премиальные всей команды.

Наверное, одна из причин популярности футбола в том, что он так поразительно похож на жизнь.
XS
SM
MD
LG