Ссылки для упрощенного доступа

Политолог Зигмунд Дзеньчоловский – о предвыборной ситуации в Польше


Зигмунд Дзеньчоловский
Зигмунд Дзеньчоловский
В Польше подходит к концу кампания по выборам президента страны – голосование назначено на 20 июня. О трагическом ракурсе в польской президентской кампании Радио Свобода рассказал варшавский политолог и журналист Зигмунд Дзеньчоловский:

– Те, кто наблюдает за польской политикой, понимали очень четко и с самого начала, что рано или поздно тема причины крушения самолета всплывет во время избирательной кампании. И не только в отношении технических причин, которые привели к падению самолета, но и по части того, как, например, обустроено польское государство, в котором возможна ситуация, когда на борту лайнера оказалось так много командующих различными видами польских вооруженных сил. И почему польские пилоты не подготовились к посадке, не изучили, как обстоят дела в аэропорту Смоленска? Мы понимали, что основные кандидаты будут очень осторожно говорить на эту тему. Но с самого начала, после падения самолета, мы видели, как СМИ, которые поддерживают конкретных кандидатов, начали стрелять из этого оружия. Есть газеты, частное телевидение, радиокомпании, которые поддерживают Ярослава Качиньского. Там сразу можно было найти тексты, публикации и передачи, которые ставили под сомнение официальную версию случившегося. СМИ, поддерживающие другого кандидата, Комаровского, призывали к тому, чтобы как раз этим не заниматься. Выборы уже приближаются. Это финишная прямая. И теперь любое оружие, которое поможет достичь положительного результата, используется.

– Есть какая-то окончательная версия, официальный документ, которым руководствуются в Польше, о том, что все-таки произошло? Или по-прежнему много неясного?

– Несмотря на то, что некоторые СМИ и политики ставят под сомнение версию, которая основана на расшифровке бортовых самописцев, все-таки сложилось общее мнение. И мы понимаем механизм того, как это произошло. И понимаем, в каком хаосе живем в повседневной жизни. Нам говорят, что пилоты не были достаточно подготовлены или нарушали инструкции, и это никого не удивляет. Это совместимо с теми порядками, которые мы наблюдаем в нашей ежедневной жизни. Поскольку эта версия очень неудобна сторонникам Ярослава Качиньского, то они форсируют другие версии – о возможной причастности к трагедии, например, российских авиадиспетчеров или других служб. Есть сумасшедшие, которые продолжают говорить о покушении на президента Качиньского. Имеется больший спектр версий. И когда вы поговорите с так называемым простым народом, то можно услышать такое, что приходится сомневаться в его здравом смысле. Всякие версии вокруг катастрофы под Смоленском будут вечны, не сомневайтесь в этом.

– Ярославу Качиньскому удалось повысить свою популярность за счет использования темы, связанной с катастрофой? Это принесет ему новых избирателей?

– Есть четкое решение штаба Ярослава Качиньского – поменять его имидж. Он больше не воинствующий политик, не критикует резко правительство. Делает вид, что уважает руководителей страны и больше не хочет продолжать ту политику, которую он проводил, будучи премьер-министром с 2005 по 2007 годы. Из его окружения оттеснили тех, кто ассоциировался с радикализмом в его партии К кампании привлечены новые люди. Поэтому тактика, принятая штабом Качиньского, оказалась весьма успешной. Она застала его противников врасплох. Они не понимают, с чем спорить? Поэтому мы наблюдаем рост его популярности и падение популярности не очень харизматичного представителя правящей коалиции. Мне кажется, что все-таки эта успешная тактика не приведет к окончательному успеху Качиньского. Потому что в обществе жива память об этих годах – 2005 - 2007-ом. Время, переполненное политической истерикой, поиском ведьм, на которых надо было возложить ответственность за все пороки Речи Посполитой.

– В такие тяжелые для нации испытания, каким оказалась катастрофа президентского самолета, проявляется иногда и моральная стойкость, и моральный политический потенциал нации. То, что сейчас происходит в ходе предвыборной кампании, у вас как у поляка какие вызывает чувства – разочарование, горечь, гордость?

– Все-таки мне немножко стыдно, что вообще дошло до такого - падение самолета с президентом на борту в таких обстоятельствах. Современное государство должно решать вопросы таким образом, чтобы такого не допускать. И все же когда мы сталкиваемся с большой бедой, у поляков все-таки присутствует эта черта – самоорганизованности. Она проявлялась много раз в истории Польши. Мы наблюдали это сразу после катастрофы и потом, когда мы столкнулись с наводнением. Вторая волна наводнения несколько перекрыла вопросы и предвыборной кампании, и падения самолета. Люди, сталкиваясь с кризисной обстановкой, находят в себе силы с ней бороться. Мне это всегда нравилось - такая вот готовность к сплоченности в кризисных ситуациях.
XS
SM
MD
LG