Ссылки для упрощенного доступа

Иран и Россия: год протеста


Иранский баннер "Год протеста". В России год тоже проходит под знаком протеста
Иранский баннер "Год протеста". В России год тоже проходит под знаком протеста
В российской блогосфере обсуждают суд над Сергеем Махнаткиным, который 31 декабря минувшего года сделал замечание милиционеру, тащившему в автозак участницу митинга в защиту 31-ой статьи Конституции. Махнаткина задержали и на следующий день отпустили, после чего он написал жалобу на действия сотрудников милиции. В конце мая его вызвали в ГУВД Москвы "для опознания тех, кто, согласно его жалобе, нанес ему телесные повреждения" и тут же арестовали по обвинению в применении насилия в отношении сотрудника власти. Через неделю суд приговорил Сергея Махнаткина к 2.5 годам лишения свободы. Блогеры в его вину не верят. Политик Илья Яшин выдвигает такие доводы:

Если бы Махнаткин и правда дал менту в глаз, он не вышел бы из отделения 1 января. Немедленно было бы возбуждено уголовное дело и человека закрыли вплоть до суда. Я уверен, что менты мстят ему за то, что он решил "качать права" и написал заявление на избившего его сотрудника.

Блогеры отмечают, что Махнаткин, по его словам, был случайным прохожим, а не участником митинга и гадают, почему вынесен такой суровый приговор. Пользователь colossal считает, что это эффективная тактика запугивания:

В свое время алжирские сепаратисты обрушили острие террора не на колониальные власти, а на коллаборационистов из местных. Так же и здесь. Собирается кучка несогласных – ОМОН тут же бросается и начинает хватать и мутузить... зевак. Результат: автобусы набиты задержанными (которых ждет ускоренный суд - до 5-ти лет), но ни один волос с протестующих не упал. Пространство полностью зачищено: остались только митингующие. Несколько месяцев такой практики, и вот картина. Очередной Марш Несогласных. Торжественно идут Алексеева, Пономарев. Граждане, завидев шествие, в ужасе пускаются наутек. Пустеют балконы, окна задергиваются шторами, как при затемнении. Митинг благополучно проходит - в вакууме. Только парочка журналюг издали отваживается сделать снимки (но все равно их через квартал скорее всего задержат - за неправильный переход улицы, а крамольные кадры будут случайно удалены).

К аналогичным выводам приходит и пользовательница efa2007:

И телевидение, и официальные СМИ, и при возможности суд стабильно внушают людям мысль: "Сидите дома, смотрите Ледовое шоу и никуда не высовывайтесь. Политика - это грязное дело. Выборы ничего не решают. Политикой занимаются только мошенники, маргиналы и клоуны. Любой нормальный человек - вне политики. Вокруг на улице один ужас и кошмар - фашисты, скинхеды, готы, людоеды и пр. - ДОМА НАДО СИДЕТЬ". Этот приговор не для нас, а для тех, кто еще не определился. Чтобы боялись.

***

На днях важнейшей темой для англоязычных политических блогеров стал Иран. Актуальными эти дискуссии делают сразу два повода: введенные на днях Советом Безопасности ООН дополнительные санкции в отношении этой страны и близящаяся годовщина массовых демонстраций в Тегеране, последовавших после президентских выборов 12 июня 2009 года. Политический комментатор Financial Times Гидеон Рахман в своем блоге на сайте издания не скрывает скептицизма в отношении действенности новых санкций:

Не хочу умалять заслуг западных дипломатов, потративших месяцы тяжелейшей работы на формирование нового пакета санкций в отношении Ирана. Но будет ли этих санкций достаточно, что убедить иранцев замедлить осуществление ядерной программы или вообще отказаться от нее? Мне представляется, что престиж нынешнего иранского правительства напрямую связан с ядерной программой, и лишь какие-то грандиозные меры смогут убедить Иран поступиться ею.

Перемены придут из самого Ирана, считают блогеры. Надежды возлагаются на оппозицию, влияние которой должно вырасти с введением новых экономических санкций. С оценкой внутренней ситуации в стране выступил на сайте газеты "Гардиан" известный эксперт по Ирану Меир Джаведанфар:

Изнутри дыры режима видны всем. Борьба Махмуда Ахмадинеджада с другими консерваторами с каждым днем лишь интенсифицируется. По иронии судьбы, хоть Ахмадинеджад и "выиграл" президентские выборы, с тех пор его положение становится все более шатким. Теперь его рассматривают как слабого, некомпетентного чиновника, власть которого основана исключительно на тесных связях с верховным лидером Ирана. Прошлогодние выборы не уничтожили Исламскую республику. Она все еще на ногах, только теперь прихрамывает. Исламская нога стоит на земле твердо, а вот республиканская то и дело подгибается. Причем хромота эта – результат ее собственной деятельности. Многие задаются вопросом, как долго тело сможет продержаться на одной исламской ноге.

Немалую поддержку исламистскому режиму, оказывают, по мнению блогеров, западные левые. Обсуждая свежую новость о том, что правительство Ирана выделило дополнительные полтора миллиарда долларов на усиление мер по борьбе с розничной продажей одежды, не соответствующей "исламским ценностям", пользователь ebonystone отмечает:

На западе чисто портняжные ограничения (типа запрета бурок и хиджабов) вызывают гневную критику со стороны оголтелых защитников "гражданских свобод", и о куда более серьезных ограничениях, действующих в исламских странах, эти защитники даже не вспоминают. Над реакционностью западных ценностей то и дело насмехаются, а исламские превозносят как достижения культуры. Мы строим из себя шутов: президент О. только и делает, что рассказывает о неоценимом вкладе ислама в нашу цивилизацию, а принц Ч. заявляет, что нам следует учиться исламским общественным ценностям.
XS
SM
MD
LG