Ссылки для упрощенного доступа

Цена имиджа


Фернандо Торрес переживает поражение испанской сборной
Фернандо Торрес переживает поражение испанской сборной
Экономические и прочие околоспортивные аспекты проходящего в ЮАР чемпионата мира по футболу привлекают внимание российской спортивной прессы.

Журнал "Русский репортер" констатирует, что чемпионат мира по футболу начался не так, как хотелось бы. Но если осторожность команд в стартовых матчах еще можно понять, то организационный хаос и криминальные происшествия с приехавшими в ЮАР журналистами и командами пониманию не поддаются

Лицо сияющего от счастья Йозефа Блаттера, предсказывающего, что этот чемпионат мира станет лучшим из всех когда-либо проводившихся, откровенно говоря, раздражает. Президенту ФИФА не мешало бы заглянуть в центр аккредитации журналистов, где люди простаивали по три часа в очереди за заветным квитком и справляли естественные надобности в переполненной фекалиями туалетной кабинке. Такие же стоят недалеко от редакции «РР» на Савеловском вокзале, но они чище.

Блаттеру не пришлось четыре часа добираться до стадиона на матч открытия по угнетающим пробкам, вызванным коллапсом транспортной системы. Кстати, даже некоторые VIP-гости не смогли попасть на трибуны из-за хаоса на дорогах. Местные власти пообещали скоренько разобраться в случившемся и призвали болельщиков активнее пользоваться общественным транспортом, небезопасным даже с точки зрения полиции ЮАР.
Следующее футбольное первенство будет проводить Бразилия — там уровень преступности чуть ниже, чем в ЮАР

Для того, кто решил лично поддержать свою команду на чемпионате мира, существует ряд несложных правил поведения, неукоснительно соблюдая которые можно надеяться вернуться домой целым и невредимым. Для этого всего-то и нужно: не выходить из отеля с наступлением темноты; не ходить по улицам в одиночку; не останавливаться в некоторых районах на красный сигнал светофора; не посещать предместья; не пользоваться такими видами транспорта, как автобусы, маршрутки, такси и поезда; не хранить ценные вещи в номере отеля; не хранить их в гостиничных сейфах и не брать с собой во время прогулок по городу. Спрашивается: зачем тогда надо было ехать в эту страну, где каждые полчаса совершается убийство или грабеж? И тем более проводить там чемпионат мира по футболу?!

Проблема в том, что даже соблюдение правил не гарантирует сохранности вещей и жизни. В гостиничные номера к португальским и испанским журналистам, которых организаторы поселили в мини-отеле в сельской местности, грабители ворвались в пять часов утра и, держа постояльцев под прицелом, обчистили до нитки. Украденное, правда, журналистам вернули. Бандитов – ими оказались "гастролеры" из Зимбабве – очень быстро нашли и в ускоренном порядке влепили им по 15 лет (!) тюрьмы. Странно, что не расстреляли прямо во дворе отеля…

Но число пострадавших множится каждый день. Корейского журналиста заставили расстаться с деньгами в продовольственном магазинчике Йоханнесбурга. Пока новозеландские телевизионщики обедали в ресторане, преступники вытаскивали из их номера аппаратуру стоимостью $70 тысяч. У члена уругвайской делегации украли из сейфа $4000 (позднее камеры слежения показали, что вором оказался один из сопровождающих команду), греческих игроков ограбили на более скромную сумму — $1990. А ведь пострадавшие проживали в отелях, день и ночь охраняемых полицией. Но в ЮАР полиция и криминал — понятия почти тождественные.

Блаттер может не беспокоиться: на очередных выборах президента ФИФА его кандидатуру дружно поддержат африканские страны, благодарные за подаренный Черному континенту чемпионат мира.

Следующее футбольное первенство будет проводить Бразилия — там уровень преступности чуть ниже, чем в ЮАР. Говорят, что в фавелах Рио уже начали изучать опыт Южно-Африканской Республики по радушному приему гостей…

* * *

Тему продолжает статья Алексея Пономарева, опубликованная на сайте "Лента ру".

Проведение мирового футбольного первенства в не самой благополучной стране мира, расположенной не на самом благополучном континенте, должно было с самого начала насторожить чиновников ФИФА. К счастью, каких-то из ряда вон выходящих происшествий, вроде террористических атак или массовых беспорядков, в ЮАР пока не наблюдается. Но ряд тревожных звонков для организаторов уже прозвучал.

Грустный пролог
Не успел начаться турнир, как у одного из стадионов произошел довольно неприятный инцидент. Тысячи болельщиков устроили давку в Тембисе, пригороде Йоханнесбурга, пытаясь прорваться на товарищеский матч между командами Нигерии и Северной Кореи. Не сумев сдержать напор толпы, полиция спешно закрыла ворота на стадион, однако затем открыла их вновь, после чего хаос возобновился. В результате давки пострадали несколько человек - не худший результат для событий такого рода, если вспомнить футбольную историю.

Совсем недавно, в марте 2009 года, в городе Абиджане в Кот д'Ивуаре случилась давка, в которой погибли 22 человека. Местный стадион был переполнен примерно в полтора раза, и его конструкция не выдержала чрезмерной нагрузки - одна из стен рухнула. В том же черном списке числятся давка в "Лужниках" в 1982 году, в которой погибли 67 болельщиков и сотни получили ранения, или события на "Хиллсборо" в 1989-м, когда 96 болельщиков "Ливерпуля" были насмерть задавлены толпой. Во всех этих случаях налицо неудачные действия сотрудников правопорядка, за которые потом никто не хотел нести ответственность.

Но вернемся в Африку. 10 июня, за день до того, как сборная ЮАР открыла чемпионат игрой с мексиканцами, в автокатастрофе погибла правнучка экс-президента страны Нельсона Манделы. За день до смерти, 9 июня, девочке исполнилось 13 лет. Машина, в которой она находилась, перевернулась, когда Зенани Мандела возвращалась с концерта, посвященного открытию ЧМ-2010. Больше никто из пассажиров автомобиля не пострадал. Водитель, находившийся за рулем, арестован - ему могут предъявить обвинения в убийстве.
Проведение мирового футбольного первенства в не самой благополучной стране мира, расположенной не на самом благополучном континенте, должно было с самого начала насторожить чиновников ФИФА

Правосудие на экспорт
На второй день турнира, 12 июня, был вынесен приговор преступникам, которые тремя днями ранее ограбили трех иностранных спортивных журналистов. Министр внутренних дел ЮАР с удовлетворением отметил, что правоохранительным органам понадобилось всего 24 часа на задержание преступников, а суду - 48 часов на рассмотрение дела и вынесение приговора.

Два человека были признаны виновными в вооруженном ограблении и получили по 15 лет тюрьмы. Еще одного обвинили в хранении краденого и приговорили к четырем годам заключения. Интересно, что грабители, как и пострадавшие журналисты, не были гражданами ЮАР, двое из них зимбабвийцы, а третий - нигериец.

Демократия по-африкански
13 июня стало ясно, что организаторы чемпионата в ЮАР прячут кое-какие скелеты в шкафу. После окончания матча Германия - Австралия стюарды, выполняющие функции обслуживающего персонала и охраны, устроили стихийный митинг у стадиона Moses Mabhida в Дурбане. По словам стюардов, компания Stallion Security, нанимавшая добровольцев для работы на стадионах, заплатила им значительно меньше обещанного.

Демократический выплеск закончился не слишком успешно. Полиция несанкционированный митинг разогнала, а его участники получили неутешительные ответы на свою акцию. Глава оргкомитета ЧМ-2010 Дэнни Джордан заявил, что такое поведение обслуживающего персонала недопустимо и что все стюарды, которые попытаются помешать нормальному проведению игр, устраивая забастовки, будут уволены.

Представитель Stallion Security в свою очередь заявил, что стюарды получают зарплату согласно договору, а их завышенные ожидания объяснил происками конкурентов. Якобы людей ввела в заблуждение некая компания, проигравшая тендер на охрану матчей ЧМ-2010. Так или иначе, но 14 июня на матче Италия - Парагвай стюардов на трибунах заменили полицейские. Нанятые организаторами добровольцы отказались работать за зарплату, составлявшую примерно 25 долларов за матч.

"Террористки" в мини
А несколькими часами ранее очередную порцию беспокойства организаторам доставила встреча Нидерланды - Дания. Для начала южно-африканские спецслужбы по ряду признаков решили, что стартовая игра в группе E может стать хорошей приманкой для террористов. Негласно была объявлена степень повышенной готовности к террористической атаке. На трибунах помимо стюардов (они еще не забастовали окончательно) дежурили офицеры спецслужб, высматривая в толпе подозрительных личностей.

К счастью, террористическая угроза не подтвердилась, но одну специальную группу со стадиона все-таки выдворили. Организаторам не угодили голландские болельщицы, одетые в мини-юбки, которые специально к чемпионату мира выпустила пивная компания Bavaria. Группа девушек в оранжевом заслуженно привлекала повышенное внимание телеоператоров и фотокорреспондентов, однако организаторы заподозрили, что Bavaria наняла красоток исключительно в рекламных целях. При этом официальным "пивным" спонсором ЧМ-2010 является Budweiser.

В результате болельщицы были выведены со стадиона и доставлены в полицейский участок, где им пришлось отвечать на не слишком вежливые вопросы о фасоне своей одежды и о месте своей работы. Полицейских интересовало главным образом, не являются ли они сотрудницами компании Bavaria. После трехчасового пребывания в участке девушки были отпущены, однако расследование инцидента продолжается.

Без транспорта и света
Еще один неприятный сюрприз ждал болельщиков по окончании матча голландцев и датчан. Вслед за стюардами о своих правах во всеуслышание заявили водители автобусов. Они также решили привлечь внимание к неудовлетворительным условиям своего труда (отсутствию оплаты сверхурочной работы) и устроили стихийную забастовку.

Компания Clidet, нанимавшая водителей спецрейсов Bus Rapid Transit, соединяющих стадион Soccer City с центром Йоханнесбурга, постаралась достойно выйти из ситуации. К стадиону был срочно стянут резервный транспорт, а переговоры с бастующими водителями успешно завершились уже на следующий день. Правда около тысячи человек не смогли вовремя выбраться со стадиона после игры Голландия - Дания, но Clidet принесла им извинения и пообещала не допустить подобных инцидентов в будущем.

Понятно, что в этом тексте собраны далеко не все околофутбольные недоразумения, которые случились в ЮАР за первую неделю мундиаля. Да и, даже оставляя за скобками южно-африканскую специфику, очевидно, что любое крупное спортивное событие всегда сопровождается мелкими просчетами и неприятностями. Что же касается опасностей, которые могут подстерегать гостей турнира в жаркой Африке, то на этот счет журналистам были выданы специальные памятки. Фрагмент такой памятки приводит в своем блоге комментатор "Первого канала" Василий Конов, прибывший к началу турнира в Йоханнесбург.

Согласно документу, журналистам не рекомендуется:
- Ходить с коротким рукавом, если на руке часы.
- Говорить по мобильному на улице.
- Передвигаться по городу пешком.
- Передвигаться по городу с ноутбуком.
- Ездить в машинах меньше чем по два человека.
- Общаться с местным населением.
- Оставлять в номерах ценные вещи.
- Держать при себе ценные вещи.
- Оставлять в сейфе ценные вещи.

Судя по всему, ценные вещи в Африку вообще лучше не привозить. Да и самому держаться подальше от Черного континента. Впрочем, руководствуясь этой логикой, можно и всю жизнь просидеть дома. А тут ведь под зуденье вувузел северные корейцы забивают бразильцам, и голландские девушки щеголяют в мини-юбках! Ради такого зрелища, пожалуй, стоит рискнуть имуществом и здоровьем.

* * *

О значении чемпионата мира для страны, его проводящей, пишет в газете "Спорт-Экспресс" Борис Богданов.

В чем разница между Полокване и Саранском? Нелспрейтом и Калининградом? Екатеринбургом и Порт-Элизабетом? В том, что названия всех трех южноафриканских городов теперь знает вся планета, большинство жителей которой прежде о них не слышало. Тогда как российские названия тому же большинству не говорят ничего.

А что общего у тех же самых южноафриканских и российских городов? Общее может появиться через восемь лет – в том случае, если заявке России на проведение ЧМ-2018 будет сопутствовать такой же успех, как заявке ЮАР на нынешнее мировое первенство. Вот тогда мир узнает , что есть на свете Нижний Новгород и Саранск, Екатеринбург и Калининград. Уже в этом – огромный плюс для любой страны, которой выпало счастье принимать чемпионат мира по футболу.

Но не надо забывать, что вместе со счастьем стране выпадают и колоссальные заботы, а наряду с приятными плюсами – серьезные минусы. И чтобы первые в итоговом балансе перевесили, о вторых надо задуматься крепко и заблаговременно.

Для Южной Африки чемпионат мира – конечно, радость. Не случайно и мяч, который так не нравится многим его участникам, окрестили Jabulani, что, как уже известно, наверное, всем, на языке зулу означает "радоваться", "праздновать". Но к радости нет-нет да и примешивается другое чувство – беспокойство. Люди вдумчивые задаются вопросом: а стоит ли имидж страны, которому чемпионат, безусловно, во благо, того бремени, которым это мероприятие в непростые кризисные времена легло на ее бюджет?
А стоит ли имидж страны, которому чемпионат, безусловно, во благо, того бремени, которым это мероприятие в непростые кризисные времена легло на ее бюджет?

40 миллиардов рандов (160 миллиардов рублей) – таковы затраты на организацию турнира, значительно превысившие, как обычно и бывает, первоначальную смету. Витрина получилась превосходная, спору нет, но за ней, как пишут в эти дни серьезные южноафриканские издания, осталось множество нерешенных проблем, куда более насущных для рядовых жителей страны: образование, здравоохранение, безработица, преступность и прочее, на что можно было бы потратить эти деньги в ЮАР, где 43 процента населения живет на два доллара в день.

Южноафриканские экономисты, кстати, выражают сомнения и в том, а нужна ли стране такая витрина такой ценой. На самый дорогой из стадионов ЧМ-2010, кейптаунский "Грин Пойнт", потратили, например, 4,5 миллиарда рандов – а некоторые говорят, что за куда меньшие деньги можно было бы модернизировать уже имеющуюся неподалеку вполне приличную арену. Строить заново предпочли и в Дурбане, хотя был вариант расширить и слегка переделать 52-тысячник, на котором играют местные регбисты. Дурбанский аэропорт, носящий имя легендарного короля зулусов Чаки, тоже построили к чемпионату – за 8 миллиардов рандов, но, говорят, для обслуживания участников и гостей турнира можно было бы обойтись прежними воздушными воротами города. Новые ко всему прочему расположены дальше, и добираться туда пассажирам будет дороже.

Продолжая транспортную тему, нельзя не вспомнить и Gautrain – линию скоростных электричек, соединяющую Йоханнесбург, Преторию и главный аэропорт страны. Стоимость проекта – 25 миллиардов рандов. Смысл? Никакого, говорит глава Конгресса южноафриканских профсоюзов Звелинзима Вави: большинству населения огромной городской агломерации от красивых поездов, билеты на которые к тому же стоят несуразно дорого, ни жарко, ни холодно, между тем как на потраченные деньги можно было бы немало сделать для решения реальных транспортных проблем.

Ничего не напоминает? Например, московскую монорельсовую линию, стоимость которой оценивали в 220 миллионов долларов (это согласно официальным данным) и которая никакого облегчения замученной пробками столице не принесла. А вспомним о том, как наши футбольные чиновники "на голубом глазу" обещали УЕФА проложить монорельс от аэропорта Курумоч до Самары – только дайте нам Euro, дайте!

Масштабное строительство в период кризиса, конечно, помогло обеспечить работой тысячи южноафриканцев, но куда им деваться теперь? Разве что, переведя дух после чемпионата мира по футболу, страна решится на новый, еще более амбициозный спортивный мегапроект – прием Олимпийских игр. Глава оргкомитета ЧМ-2010 Данни Джордан, воодушевленный успехом своего нынешнего предприятия, уже заявил: "Игры-2020 должны пройти в Африке". А президент МОК Жак Рогге с ним согласился – и теперь в ЮАР вовсю обсуждают выдвижение Кейптауна на роль олимпийской столицы. Но трезвомыслящие экономисты приходят от этого в ужас и напоминают о том, что Игры в Пекине стоили в восемь раз дороже ЧМ-2010, а такого южноафриканский налогоплательщик уж точно не выдержит.

А еще – о том, что олимпийские объекты добавятся к уже построенным футбольным, которые и так никто в ЮАР не знает, на что содержать и как использовать после того, как разъедутся по домам участники ЧМ-2010. На то, чтобы поддерживать жизнедеятельность стадиона "Нельсон Мандела Бэй", требуется 18 миллионов рандов в год – у мэрии Порт-Элизабета таких денег нет. Тем более – у властей Полокване, которым нужно найти 17 миллионов на содержание "Питера Мокабы". Играть на красавцах-стадионах по большому счету некому (имеется в виду играть, принося деньги), и в Южной Африке их прозвали "белыми слонами" – за дороговизну, прожорливость и бесполезность.

Вот такая она – цена имиджа. Между тем Россия им тоже озабочена постоянно, а уж в пристрастии к тому, чтобы пустить всему миру пыль в глаза, не задумываясь о последствиях, мы южноафриканцам можем дать фору. Я не к тому, чтобы отказаться от заявки на ЧМ-2018. Я к тому, что чемпионат мира в ЮАР для нас может и должен быть не просто интересен, как любое спортивное соревнование такого масштаба, но и максимально полезен - со всех точек зрения.

Хочется надеяться, что спортивные и правительственные чиновники, представлявшие здесь перед открытием турнира российскую заявку, не теряли зря времени между презентациями, интервью и беседами с членами исполкома ФИФА. А использовали его для того, чтобы получить всю нужную информацию от организаторов чемпионата-2010, уже прошедших тот путь, который мы только собираемся пройти. И теперь день и ночь думают о том, как сделать так, чтобы у нас соотношение плюсов и минусов оказалось куда лучше.
XS
SM
MD
LG