Ссылки для упрощенного доступа

Деньги отвадят от Ирана


Министр финансов США Тимоти Гайтнер - именно его ведомство занималось разработкой новых мер, ограничивающих возможности Ирана обойти международные санкции/
Министр финансов США Тимоти Гайтнер - именно его ведомство занималось разработкой новых мер, ограничивающих возможности Ирана обойти международные санкции/
Лидеры Евросоюза единогласно поддержали идею дополнительных мер давления на Иран – в первую очередь экономических.

16 июня Министерство финансов США представило детали нового – намного более жесткого - пакета санкций против Ирана. Цель – изолировать Иран и заставить его отказаться не только от развития ядерной программы, но и от поддержки терроризма. Так официально объясняет их правительство США. Объявляя об этих мерах, министр финансов Тимоти Гайтнер заявил, что это – первый шаг в выполнении принятой на прошлой неделе резолюции Совета безопасности ООН о санкциях против Ирана:

- Мы добавляем к списку подпадающих под санкции несколько физических и юридических лиц, которые помогают Ирану финансировать ядерную и баллистическую программы и ускользать от санкций. Наши действия сегодня призваны ограничить возможность других правительств и зарубежных финансовых институтов иметь дело с этими физическими и юридическими лицами и тем самым помогать им заниматься нелегальной деятельностью.

Новые санкции запрещают любые трансакции с этими лицами – в противном случае на счета и на собственность нарушителей будет наложен арест (если, конечно, счета и собственность находятся в юрисдикции США).

В числе физических лиц, на которых налагаются санкции США, министр обороны Ирана Ахмад Вахиди, человек по имени Джавад Карими Сабет – он связан с Организацией атомной энергетики Ирана, и Мохаммад Али Джафари, который с 2007 года является командующим Революционной гвардией.

Среди юридических лиц – Post Bank. Министерство финансов США ставит его в число финансовых институтов, нарушающих режим нераспространения. Как выявило расследование минфина США, Post Bank проводил международные финансовые операции банка Sepah, отмеченного в резолюции о санкциях ООН еще в 2007 году. Теперь общее число иранских банков, на которых США наложили санкции, достигло 16.

Еще в списке присутствуют пять подставных компаний, выполняющих операции вместо основного иранского концерна грузоперевозок IRISL. Как выявило расследование, IRISL обходил санкции с помощью того, что переименовывал суда и "продавал" их другим компаниям. Выявлены и те 90 судов, которые таким образом переходили из рук в руки.

В том же ряду командование военно-воздушными и ракетными силами Революционной гвардии, которое министр финансов Гайтнер описал как "играющее ключевую роль в иранской ракетной программе и в поддержке терроризма".

И завершают список попавших под санкции США структур 22 нефтяные, энергетические и страховые компании, находящиеся как внутри, так и вне пределов Ирана, но так или иначе принадлежащие иранскому правительству. Министр финансов Гайтнер подчеркнул, что это только первый шаг в экономическом давлении на Иран:

- В ближайшие недели мы продолжим усиливать экономическое давление на Иран. Мы продолжим преследовать тех в Иране, кто оказывает поддержку террористическим организациям. Мы по-прежнему будем держать в поле пристального внимания Революционную гвардию. Мы будем вскрывать попытки Ирана обойти международные санкции.

Санкции через Министерство финансов США – это самый эффективный способ быстро воздействовать на нарушителей порядка. Именно поэтому в свое время минфин применил санкции к нелегальному торговцу оружием Виктору Буту. В министерстве есть свое управление финансовой разведки, которое отслеживает денежные потоки, связанные с терроризмом, наркотиками, торговлей людьми, оружием и запрещенными технологиями. Заместитель министра финансов, отвечающий за разведку, Стюарт Ливей (именно он, кстати, и является разработчиком санкций против Ирана), исходя из предыдущего опыта, заметил, что сейчас Иран попытается найти новые способы обходить запретов:

- Мы знаем, что официальные лица в Иране с тревогой следили за тем, как развивался разговор о санкциях. Если иранское правительство будет верно себе, оно попытается изыскать обходные пути: будет прятаться за подставными компаниями, будет подправлять банковские переводы и подделывать товаросопроводительную документацию. Мы будем продолжать вскрывать этот обман, как делаем это сегодня, и тем самым подтвердим правильность выбора международного бизнеса, который все больше пытается избегать Ирана.

Министр Гайтнер согласен со своим заместителем:

- Такого рода меры, какие мы сейчас предпринимаем, в прошлом оказывались исключительно эффективными. Когда основные финансовые институты или, например, компании обнаруживают, что работают с иранскими фирмами, они обычно прекращают вести с ними бизнес. За последние годы подобные меры серьезно подорвали способность Ирана использовать глобальную финансовую систему для финансирования и развития нелегальной деятельности.

Впрочем, США отнюдь не собираются действовать изолированно от мира. Еще одно заявление министра финансов Тимоти Гайтнера звучит так:

- Для того чтобы на самом деле покончить с иранской ядерной программой и поддержкой терроризма, которую оказывает Иран, необходим согласованный международный подход. США в одиночку этого не сделают. Нам нужна поддержка других стран.

И эта поддержка уже стала фактом. Через несколько часов после пресс-конференции Тимоти Гайтнера лидеры Европейского союза приняли документ, в котором говорится, что новые меры ЕС будут касаться "сферы торговли, особенно товарами двойного назначения", будут запрещены "новые инвестиции, техническая помощь и передача технологий, оборудования и услуг в ключевые сектора газовой и нефтяной индустрии", особенно в области "нефтепереработки и технологии производства сжиженного газа".

По материалам программы Ирины Лагуниной "Время и мир".
XS
SM
MD
LG