Ссылки для упрощенного доступа

Обещанное окончание рассказа о легендарном чудачестве и обжорстве великого пианиста Томаса «Фатса» Уоллера.


AAA-JAZZ TIME #70 on the 20 of June 2010

Generique

ДС:- Сына Томаса «Фатса» Уоллера звали Морис. Хвала небесам, Морис Уоллер оставил нам кое-какие воспоминания о великом папаше и его, чтобы не называть это причудами или чудачествами – способом существования. К примеру, у «Фатса» была своя система премиальных. Во время репетиции он ставил на стол две бутылки джина. Одна была для него самого, для гостей и, заглянувших на огонек… Вторая бутылка была для оркестрантов. Называлась она «encourager», от французского «вдохновлять», «ободрять»… Когда какой-нибудь музыкант солировал с особым пылом и талантом, «Фатс» останавливал репетицию, наливал музыканту, как пишет Морис Уоллер, «приличную дозу» джина и торжественно чокался с ним. Если джазмен желал промочить горло во время репетиции, он должен был «блистать» в искусстве импровизации…
Как вы догадались, ваш ДС возвращает долг, возвращаясь же к великому пианисту, гурману и гурме. Заодно это означает, что вы слушаете «Время Джаза» на частотах «Свободы» или с сайта радиостанции svobodanews.ru.

Fats Waller - Winter Weather

ДС: - «Winter Weather», «Зимняя погода» Теда Шапиро.
- Я обожаю зимнюю погоду!
Когда на дворе холодно,
Я могу (и есть что-нибудь слаще?)
Греть мою крошку в объятиях…»
«Фатс» Уоллер и его «Ритм-Секстет»: Хэрмэн Отри – труба; Ёджин «Honeybear» Седрик – кларнет и тенор; «Фатс» - фортепьяно и вокал; Джон Смит – гитара; Сэдрик Уоллес – контрабас и Артур Трэппьэр – ударные. 26 декабря 41 года, Нью-Йорк.
«Фатс» Уоллер предпочитал бесшабашное веселье расчету и карьере. Билл Кроу писал о нем, что, «если бы «Фатс» захотел, он мог бы стать самым высокооплачиваемым эстрадным артистом, музыкантом и композитором-песенником в стране».
Но «Фатс» играл в танцевальных клубах и на простых танцульках, в голливудских фильмах, в театральных постановках и, само собой, в студиях звукозаписи. Он жил текущим моментом; этой испаряющейся минутой: он предпочитал серьезной карьере – наслаждение каждым мигом.

Fats Waller - My Melancholy Baby

ДС: - «My Melancholy Baby», «Моя грустная крошка» Нортона и Бёрнета. Джон «Багс» Хэмильтон – труба; Ёджин «Honeybear» Сидрик – кларнет; «Фатс» – фортепьяно. Джон Смит – гитара; Сидрик Уоллес – контрабас; Уилмор «Слик» Джонс – ударные; Катрин Перри - вокал, реплики «Фатса» Уоллера. 16 ноября 40 года.

Jimmie Noone's Apex Club Orchestra - My Melancholy Baby

ДС: - Все та же «Грустная крошка» Нортона и Бёрнета в исполнении оркестра Джимми Нуна (лидер и кларнет); Чикаго, 21 октября 29 года.
«Интересная особенность, - пишет наш слушатель Борис Павлович из Новочеркасска,- почти в каждой из последних передач рассказывается о кларнетистах. Сейчас кларнет очень редкий в джазе инструмент. Он был чрезвычайно популярен в эпоху свинга, ну, а диксиленд без кларнета вообще немыслим, так как "заводной» характер жанра придаёт именно он.
На вашей джазовой волне были передачи о джазовых стилях и направлениях. Может быть, есть смысл рассказать и об инструментах джаза? Ведь кроме тех, что на слуху, наверняка есть и что-то эксклюзивное. А это интересно…»
ДС:- Борис Павлович, я давно планирую такую серию передач. Кое-что уже появлялось в эфире. Но по части кларнета вы попали в точку. Это исключительно интересный случай. Ждите. Тема грянет. Вернее – запоет.


В Реймсе, Франция, только что стартовал фестиваль джаза и классики «Les Flaneries de Reims» (Раанс) – «Музыкальное фланирование, бродяжничество или - шатания». Фестиваль продлится до 21 июля. Программа фестиваля охватывает широкий диапазон жанров и стилей: от классической гитары до фанка, народной музыки, традиционных джазовых формирований (трио, квартет, секстет) - в основном французских, итальянских, испанских, а так же афро-караибских музыкантов.
Для джазменов всего мира, и в первую очередь для американских джазменов, Европа летом это одна большая игровая площадка. Почти все участники престижного фестиваля в Вьенне, что рядом с Лионом, участвуют и в наступающим на пятки Вьенне фестивале в Марсиаке, департамент Жер. Фестиваль открывается 30 июля и продлиться до 15 августа. В районе Дефанс, что рядом со столицей, в Коломб Сюрсен и в Ванве идут бесплатные концерты, но об этом позже.
Сейчас же напоминание: вы слушаете ваше личное «Время Джаза» на ожившем после многолетнего молчания «ВЭФе», на новеньком крошечном «Сони», на китайской копии неизвестной модели или же, что проще, но, увы, пока еще не всем доступно (судя по вашим коментам и письмам), с сайта радиостанции svobodanews.ru. У микрофона, переживший переезд из Латинского в Латинский, (два пожара все же маловато...) ваш – ДС.

Sonny Stitt & Hank Jones - My Melancholy Baby

ДС: - Третья по счету «Melancholy Baby», как возможность еще раз отдать дань уважения и восторга Хенку Джонсу. Последний номер парижского «Джазмена» посвящает ему статью «Прощай, гигант».
Санни Стит - альт; Хенк (соло, увы, короткое…) – рояль; Уендел Маршал – контрабас и Шэдоу Уилсон – ударные. Запись сделана почти 55 лет назад и братья Хенка: трубач Тэд и ударник Элвин всё еще были живы. Он пережил их всех, патриарх джаза! Клуб «Бёрдленд» собирался праздновать его 92-х летие этим летом…
Но назад к нашему герою, к легендарному чудаку Томасу «Толстяку» Уоллеру. Трубач и певец оркестра «Фатса», Хэрмэн Отри, был свидетелем того, как к Уоллеру, стоявшему у служебного входа театра, где и играл оркестр, подошел мальчуган и попросил провести его на концерт.
- Как тебя зовут? – спросил «Фатс». Где ты живешь? Скажи всем мальчишкам в твоем районе, чтобы они пришли сюда в четверг. Понял?
В назначенный день к служебному входу театра подвалила гигантская толпа пацанов. «Фатс» послал слугу купить конфет и леденцов так, чтобы хватило на всю эту армию, и повел их в зал. Менеджер попробовал было возразить, но «Фатс» ответил коротко и ясно: тогда концерта не будет.
Малышня заполнила театр целиком, так что свободных мест вообще не осталось. Оркестр Уоллера свинговал на предельных скоростях. Счастливые ребята не хотели уходить. Само собой менеджер ходил с кислой миной, но лишь до следующего дня. В пятницу в театр набились, опять не оставив свободных мест, матери и отцы, дяди и тётки, деды и бабушки мальчишек. Они пришли узнать: правда ли, что «Фатс» такой гений и что его оркестр такое чудо…

Fats Waller - Lulu's Back In Town

ДС: - «Lulu's Back In Town», «Лулу вернулась в наш городок», Уоррена и Дабина. «Fats Waller and His Rhythm Sextet» - «Фатс» и его «Ритм-Секстет». Запись сделана между 34 и 36 годом.


В районе Дефанс рядом с Парижем, в Коломб Сюрсен и в Ванве до 27 июня бесплатно играют и поют: бразилец Каэтано Велозо, квартет наследника Трейна – Уейна Шортера; метр фольклорного джаза и игры на ауде и ливанской лютне, Раби Абу Халил; ансамбль «Speed Caravan»; «Шантель и Bukovina Club OrkeStar»…
На джазовом фестивале на Мальте в этом году играет «Двойное Трио» Джошуа Редмена.
Херби Хенкок выступит 10 июля на фестивале «Северного Моря» в Голландии; затем - 12 июля в Сете, в полдневной Франции; 16 июля в Монтрё, Швейцария и 21 июля в Ницце. 8 августа его ждут на Ньюпортском фестивале в США.
Если вы только что настроились на нашу волну, уточню координаты: это «Время Джаза», частоты «Свободы» или наш сайт svobodanews.ru. У микрофона – Дмитрий Савицкий.

Mel Torme - Lulu's Back In Town

ДС: - «Lulu's Back In Town», роковая «Лулу вновь на горизонте». Одна из самых знаменитых версий – Мела Торме и оркестра Марти Пейча. Запись сделана в Голливуде 16 января 56 года…

Fats Waller - You Must Be Losing Your Mind

ДС: - «You Must Be Losing Your Mind», «Ты совсем спятила, крошка! Сначала ты прикарманила мои деньги! Потом выпила весь мой джин! А теперь не пускаешь меня домой! Ты явно спятила, бейби!» - стандарт Уоллера и Кёркиби. «Фатс» и его «Ритм-Оркестр». 16 марта 42 года. Нью-Йорк.

Однако разговор месяц назад шел о феноменальном обжорстве «Фатса» Уоллера. Вот еще один знаменитый эпизод, прочно прописанный в памяти саксофониста Джо Томаса:
- Перед поездкой в Атлантик-Сити решили перекусить.
– Вы, ребята, сказал «Фатс» заказывайте, что хотите…
Я взял два или три, сейчас не помню, гамбургера. Я думаю, каждый из нас взял по три… Большой оркестр по тем временам – 13 человек. Когда все насытились, на гриле оставалось еще 25 гамбургеров. Хозяйка завопила: - А что мне делать с этим? – Не волнуйся, крошка, - сказал «Фатс», - упакуй-ка их мне в пакетик! По дороге в Атлантик-Сити он смотрел в окно, уминал свои гамбургеры и потягивал виски из бутылки.
Когда мы добрались до города, «Фатс» попросил меня:
- Слушай, Джо, составь мне компанию, а?
И мы зашли в такой маленький милейший ресторанчик и «Фатс» прямиком попер на кухню. Там его все знали.
– Где шеф-повар? – спросил он.
Появился шеф в белом колпаке. «Фатс» говорит ему:
- Старина, зажарь мне трех цыплят. Нет, одного лучше запечь, а? И дай-ка мне четыре стейка с подливкой и гарниром!
Шеф-повар отнюдь не был удивлен.
Мы же уселись за стол и подавальщица начала таскать тарелки, соусницы, ножи и вилки, Наконец, появляются три цыпленка, четыре стейка, гора жареной картошки и салат…
Но подавальщица была из новеньких, так что, само собой она спросила:
- Ну, а где же все остальные?
- Остальных не будет, сказал «Фатс» и мы умяли всё, что было на столе…

Fats Waller - All That Meat And No Potatoes

ДС: «All That Meat And No Potatoes?», «Гора мяса и без картошки?» «Фатса» Уоллера и Кёркеби. Тот же состав секстета; Нью-Йорк, март 41 года.


Финишная прямая «Времени Джаза». У микрофона «Свободы» в Париже – ваш ДС:
Вдогонку, прощаясь, но не надолго с «Фатсом», еще одна знаменитая песня-стандарт нашего мэтра иронии, этого Чарли Чаплина «страйда», комика, по сути дела, хохмача и умелого бандлидера, успевавшего за короткие 2-3 минуты записи одной стороны пластинки на 78 оборотов, дать возможность просолировать – практически всем участникам комбо:

Fats Waller - Honeysuckle Rose

ДС: - «Honeysuckle Rose», классический стандарт «Фатса» Уоллера и Энди Рэзафа.
«Honeysuckle» - это жимолость, та самая, что увивает мой балкон, но «Роуз» - это уж точно девушка по имени Роза, которой на балконе нет.
Как поет «Фатс»: «Каждая пчела, пролетающая мимо, мечтает о твоем нектаре.» Перевод вольный, но точный.
Здесь мы и оставим великого Томаса Уоллера. Слушая его, стоит помнить о том, что джаз когда-то был водевилем, развлечением, спектаклем, а не только танцплощадкой – люксовой или дешевой, даже платной, с девушками-такси, которые зарабатывали четвертак за танец.

Erroll Garner - The Man I Love

ДС: - «The Man I Love», «Человек, которого я люблю» Джорджа и Айры Гершвинов. Трио пианиста-юбиляра почти соскользнувшего с нашей афиши: Луиса Эрролла Гарнера (15 июня 21 года), которого легко опознать по кристально чистому звуку и легкому отставанию правой руки от ритма. Эдакое дополнительное вытягивание ушей. Умный напряг.
И под самый занавес Борис Лало Шифрин, пианист, композитор, аранжировщик, а главное автор музыки к бесчисленным фильмам, родившийся в Буэнос-Айресе 21 июня 32 года. Под написанный им лейтмотив знаменитой приключенческой серии мы с вами и распрощаемся.
Подкаст «Времени джаза» вы найдете на нашем сайте svobodanews.ru. Всех благ, чао, бай-бай!

Danny Elfman & Lalo Schifrin - Mission Impossible Main Theme

Материалы по теме

Партнеры: the True Story

XS
SM
MD
LG