Ссылки для упрощенного доступа

Мануэль Норьега - генерал, шпион, наркобарон


Мануэль Норьега: от президента до заключенного.
Мануэль Норьега: от президента до заключенного.
Во Франции начался судебный процесс по делу бывшего диктатора Панамы Мануэля Норьеги, которого обвиняют в отмывании через французские банки денег колумбийской наркомафии.

В 1999 году Норьега был заочно приговорен французским судом к 10 годам лишения свободы. Он был экстрадирован во Францию из США, где более 20 лет находился в тюремном заключении по приговору суда за поощрение наркоторговли. Власти Панамы заявили, что относятся с пониманием к решению США экстрадировать Норьегу во Францию, но будут продолжать добиваться передачи им Норьеги, которого на родине обвиняют в политических убийствах.

В зале суда находятся десятки камер, много журналистов, особенно представителей испаноязычных СМИ, тут же присутствуют члены семьи генерала, в том числе две его дочери. Обвиняемый сидит, рядом стоит переводчик с испанского. Также присутствует консул Панамы, которая требует экстрадиции генерала.

Генералу Норьеге сейчас уже 76 лет. Бывшего диктатора защищают два известных французских адвоката - это Оливье Метцнер и Ив Леберкье. Метцнер стал известен во Франции, когда недавно защищал Джерома Кервьеля, бывшего трейдера банка "Сосьете женераль". В течение трех дней эти адвокаты будут оспаривать решение французского суда, которое было принято в 1999 году и согласно которому генерала Норьегу заочно приговорили к 10 годам тюремного заключения и астрономическому штрафу - 990 миллионов франков (примерно 14,5 миллиона евро). Его признали виновным в отмывании 2 миллионов 300 тысяч евро. Это деньги Медельинского наркокартеля, который под руководством знаменитого Пабло Эскобара действовал в Южной Америке, Европе и США в 70-80-х годах прошлого века.

Когда-то во Франции Норьега был почетным гостем. Во время официального визита в 1987 году его даже наградили орденом Почетного легиона. В то время Норьега вкладывал деньги в недвижимость во Франции. У него было три квартиры в самых дорогих районах Парижа, но суд наложил на них арест; арестованы также его счета, через которые прошли более 5 миллиардов евро.

Решение суда будет вынесено только осенью. Защита делает упор на то, что Норьега в Америке был признан военнопленным, а военнопленные пользуются особым статусом и должны быть после отбывания заключения сразу переведены на родину. Историю Мануэля Норьеги комментирует директор Филадельфийского института внешнеполитических исследований Харви Сикерман:

– У Мануэля Норьеги действительно интересная биография. Одно время он получал деньги сразу из четырех секретных источников. Ему платили ЦРУ, советская разведка, кубинские коммунисты и торговцы наркотиками. Он сам пристрастился к наркотикам, и у него, что называется, крыша поехала. Несколько раз Норьега путал, кому какую секретную информацию отправлять. То, что он должен был послать в Москву, он отправлял в Вашингтон, и наоборот. Тогда ЦРУ отказалось от его услуг, и Норьега стал притеснять американских граждан в Панаме. В то же время он продолжал контрабанду наркотиков и оружия. И президент Буш-старший отстранил его от власти военной силой.

– Но почему генералу Норьеге дали такой большой срок? Он провел в американской тюрьме 20 лет. Генерал много знал и мог использовать эту информацию, чтобы договориться с судьями о более мягком наказании.

– Вероятно, он пытался торговаться, но у него ничего не вышло. Он был осужден сразу по нескольким статьям, в том числе за контрабанду оружия, торговлю наркотиками и так далее.

– Почему же в тюрьме ему дали чуть ли не отдельную квартиру и разрешили носить прежнюю форму генерала?

– Особо благоприятные условия в тюрьме генералу Норьеге создали отчасти с учетом его прежнего статуса главы государства, отчасти, видимо, затем, чтобы он не болтал лишнего, так как этот человек действительно очень много знал. Знаете, у меня складывается впечатление, что вы ему даже немного сочувствуете. Мол, человеку хорошо за семьдесят, он отсидел уже 20 лет, а теперь его судят еще и во Франции. Но, так сказать, чисто по-человечески, если к преступнику применим такой термин, за Норьегу можно только порадоваться. Он дожил до пожилого возраста. А у людей его рода занятий слишком много врагов, да и друзей, которые хотели бы сесть на его место. Таких норьег обычно убивают. Они редко умирают в своей постели.

Французскому суду предстоит не только вынести приговор Мануэлю Норьеге, но и дать ответ властям Панамы, которые требуют передать им генерала – на родине его обвиняют в политических убийствах.
XS
SM
MD
LG