Ссылки для упрощенного доступа

Блогеры играют в шпионов


Российско-американский шпионский скандал заставил российских блогеров вспомнить о классике жанра
Российско-американский шпионский скандал заставил российских блогеров вспомнить о классике жанра
В российских сетевых дневниках обсуждают арест десяти человек, подозреваемых в шпионаже в пользу России. А пользователи американских блогов вспоминают недавно скончавшегося Роберта Бёрда - старейшего сенатора США, начавшего свой путь в политику с членства в Ку-клукс-клане.

В центре внимания российской блогосферы оказался шпионский скандал, вызванный арестом в США десяти человек по обвинению в шпионаже в пользу России. Наибольший фурор среди российских пользователей ЖЖ ожидаемо вызвала фотография из блога Анны Чэпмэн, одной из предполагаемых шпионок, где они изображена в пионерском галстуке с октябрятским значком. Вообще, это шпионская история изобилует избыточно красочными деталями, отмечает блогер портала Слон.ру Александр Баунов:

Как бывший работник посольства скажу, что слоновья доля работы как мидовской, так и не-мидовской его части, – информирование Центра о положении в стране, планах и личностях на ее политической верхушке и о настроениях в обществе, которые, среди прочего, выясняются посредством знакомства с различными представителями этого самого общества в разных обстоятельствах, в том числе за бокалом пива. Примерно этим и занимались арестованные 10 сверхсекретных и опытных агентов. Самое поразительное в этой истории – контраст между обычными информационными задачами и не менее скромными результатами, с одной стороны, и размахом конспирации и разнообразием шпионских методик, а также джеймсбондовской подготовкой с другой. Собирали бы агенты открыто свою довольно невинную информацию, как это делают журналисты или сотрудники политологических институтов и работники посольств. И слали бы ее на русском по электронной почте или вешали бы в виде постов русском ЖЖ, – глядишь, никто бы и не опознал в них секретных суперагентов с симпатическими чернилами на устах.

Однако помимо захватывающей литературной составляющей, нынешний шпионский скандал может иметь серьезные политические последствия. По мнению Алекса Гольдфарба, главы Фонда гражданских свобод, созданного Борисом Березовским, он весьма ярко иллюстрирует политическую позицию Обамы в отношении России:

Разговоры о том, что какие-то консервативные круги организовали аресты российских шпионов в США, для того чтобы испортить Обаме политику "перезагрузки", а сам он вроде бы и ни при чем, могут лишь вызвать улыбку у людей, понимающих, как работает Вашингтон. Открою тайну - ту самую, которую шпионам предстояло выяснить: в чем суть политики Обамы по отношению к России? Политика эта двухуровневая: дружба напоказ до определенного предела и жесткое сдерживание за чертой дозволенного. Произошедшие аресты весьма показательны в этом смысле - они безусловно приурочены к встрече Обамы и Медведева и ставят целью обозначить черту, которую России, при всей сердечности высоких встреч, не рекомендуется переходить, а именно: проводить мероприятия, напрямую направленные против безопасности Соединенных Штатов. Обама не так прост, как кажется. Он прекрасно понимает, что в долгосрочном плане Россия представляет угрозу для США, ибо идеология российского режима антиамериканская и антизападная.


***
Англоязычную блогосферу всколыхнуло известие о смерти старейшего американского сенатора, 92-летнего демократа Роберта Бёрда. Бёрд, занявший свою первую политическую должность в Палате делегатов Западной Виргинии в 1947 г., в общей сложности проработал в американской политике 63 года. За все это время Бёрд ни разу не проиграл выборов. Впрочем, наибольший интерес у блогеров вызывают молодые годы покойного сенатора: во время Второй мировой войны Бёрд состоял в Ку-клукс-клане и даже возглавлял отделение этой организации в своем родном городе. Обвинения в расизме преследовали Бёрда на протяжении всей его политической карьеры. Тем не менее, последним всплеском его политической активности стала борьба против американской военной кампании в Ираке.

Об эволюции взглядов покойного сенатора рассуждает главный редактор политической блог-платформы TalkingPointsMemo Джош Маршалл:

Почему он вступил в Ку-клукс-клан, решать психологам, историкам, журналистам. Когда он впервые баллотировался в Палату представителей, он сказал, что сделал это, "потому что Ку-клукс-клан был живым делом и к тому же резко противостоял коммунизму". Позже он заявил в автобиографии, что ему "хотелось стать частью организации, к которой принадлежала "элита". После 1968 года, как и многие выступавшие за сегрегацию демократы, остававшиеся сенаторами и в эпоху победивших прав человека, Бёрд постепенно изменил свои взгляды. Люди в течение жизни меняются, это известно. Трудно судить, по каким причинам: по убеждению или из оппортунизма.

Главный редактор портала Reason Ник Гиллеспи расставляет в своем блоге совсем иные акценты:

Глупая претензия к Бёрду состоит в том, что когда-то он был восторженным приверженцем Ку-клукс-клана. Я считаю ее глупой, потому что он извинился за это и отрекся от ошибок юности. Чего нельзя забывать и чего нельзя прощать Бёрду – так это его выдающегося пристрастия к казенной кормушке и удовлетворяемому за счет налогоплательщиков нарциссизму. В этом его подлинное наследие. Этот человек принудил родной штат воздвигнуть ему памятник вопреки правилу о том, что памятники можно воздвигать не раньше, чем через 50 лет после смерти деятеля. Не будем забывать, что покойный сенатор Бёрд сделал все, чтобы подорвать веру в то, что политики могут заниматься чем-то отличным от удовлетворения собственных прихотей и наращивания госфинансирования для своего избирательного округа.

Совсем иные слова для характеристики покойного Бёрда находит на портале The Huffington Post писатель и журналист Стив Кеттманн. Кеттманн был соавтором вышедшей в 2008 г. последней книги сенатора "Письмо новому президенту":

Бёрд говорил по-английски совсем не так, как другие политики. Он любил книги и на протяжении многих лет считал, что наилучшим образом отдохнет от обязанностей сенатора, если будет неделями копаться в своих книгах. Над его ораторским стилем многие издевались, хотя в этом не было никакой искусственности (разве что опирался он на традицию южного красноречия); эрудиция же сенатора была неподдельной.
XS
SM
MD
LG