Ссылки для упрощенного доступа

Спортивный обозреватель Борис Богданов – о чемпионате мира по футболу


Президент ФИФА Зепп Блаттер
Президент ФИФА Зепп Блаттер
На чемпионате мира по футболу в ЮАР определились пары четвертьфиналистов. Половину составляют команды из Латинской Америки – Бразилия, Аргентина, Уругвай и Парагвай, три сборные представляют Европу – Испания, Германия, Голландия, и одна Африку – сборная Ганы. Матчи следующего этапа состоятся 2 и 3 июля.

Эксперты и зрители обсуждают одну из главных проблем чемпионата: так называемые результативные судейские ошибки, несправедливо не засчитанные или, напротив, несправедливо засчитанные голы. Изменения в правилах контроля за проведением матчей кажутся теперь неизбежными. Говорит работающий в ЮАР обозреватель газеты "Спорт-Экспресс" Борис Богданов.

– ФИФА – организация консервативная, конечно, но, судя по всему, подвижки какие-то уже есть. Видимо, все-таки допекли господина Блаттера многочисленные критики, и он готов пойти на какие-то уступки. Хотя раньше повторял: "Пока я президент ФИФА, никаких видеоповторов, никаких технических приспособлений в помощь судьям мы вводить не будем".

– А какие-то рациональные объяснения такой позиции есть у Блаттера?
Блаттер уже дал понять, что вскоре после чемпионата ФИФА намерена рассмотреть вопрос о том, чтобы какие-то технические средства в помощь судьям все-таки были

– Он говорит, что футбол – это игра, которая не состоит только из 90 минут, которые команда проводит на поле. Возможность для зрителей обсудить матч, поспорить, послать судью подальше и так далее – это неотъемлемая часть зрелища, и жалко было бы ее терять. С одной стороны, может быть, в этом есть резон, но с другой стороны, страдают команды, которые готовятся к чемпионату, которые много в это вложили сил, средств – и из-за какой-то глупой ошибки все это может рухнуть. Видимо, если положить на одну чашу весов то, что говорит Блаттер, а на другую чашу весов то, что происходит с командами, которые от этого страдают, большими командами в том числе, – наверное, второе все-таки перевешивает. Блаттер уже дал понять, что вскоре после чемпионата ФИФА намерена рассмотреть вопрос о том, чтобы какие-то технические средства в помощь судьям все-таки были.

– А о чем конкретно может идти речь?

– Максимум – это, наверное, просмотры видеоповторов. С другой стороны, в футболе матч длится 90 минут, и мы знаем, сколько спорных моментов возникает по ходу матча, и если по каждому из них устраивать видеопросмотр… Поэтому я думаю, что может быть какой-то компромиссный вариант. Скажем, разрешить просмотры повторов ограниченное число раз за матч или разрешить повторы только при определенных моментах, скажем, забит или не забит гол, было удаление или не было удаления. Возможно, повторов не будет, а будет продолжена работа над внедрением технологий, позволяющих фиксировать, перелетел мяч через линию ворот или не перелетел.

– Больше, чем обычно, судейских ошибок происходит на этом чемпионате?

– Я не думаю, что больше. Они происходят каждый раз. Честно говоря, я не считал, но каждый раз бывают матчи, где судьи совершают ошибки, после которых начинается большой шум.

– Когда еще только начинался чемпионат мира, было довольно много раздраженных, недовольных мнений по поводу и судейства, и игры в целом. Кое-кто из футболистов говорил даже, что уровень игры в Лиге чемпионов выше, чем на чемпионате мира.

– Уровень игры в Лиге чемпионов, как ни печально для чемпионата мира, действительно выше, по крайней мере на высоких стадиях Лиги чемпионов, когда остается 8 команд, 4 команды. Все-таки остаются клубы, каждый из которых – это практически сборная мира, где собраны действительно выдающиеся исполнители. И если взять какую-нибудь "Барселону" или "Реал", то там на каждой позиции игрок, который в любой сборной был бы одним из лидеров. Клубы все-таки играют круглый год, и там гораздо выше сыгранность команд, гораздо отшлифованнее игра. Уровень собственно футбола в Лиге чемпионов, наверное, повыше. Но это клубы, а здесь – чемпионат мира, здесь люди играют за свою страну, и, соответственно, здесь уровень эмоций, наверное, повыше.

Что касается одной восьмой финала, то мне кажется, что, если не брать матч Япония – Парагвай, который был достаточно скучным, уровень чемпионата поднимается, борьба обостряется, и это естественно.

– У вас есть объяснения тому, что звезды, от которых ожидали яркой и результативной игры, не оправдали таких ожиданий? Я имею в виду и Уэйна Руни, и Криштиану Роналду, и даже отчасти Лионеля Месси.
Мы сможем сказать "Вот это да!", если турнир выиграет какой-нибудь из тренеров-новичков, как Дунга или Марадона – люди, которые до своих сборных никогда никого не тренировали, однако сами бывали чемпионами мира в качестве игроков

– Криштиану Роналду в сборной Португалии вообще давно уже не блещет. Он лидер, он там культовая фигура, он самый популярный игрок, но, в принципе, какой-то выдающейся игры в своей сборной он не показывает. Гол, который он забил сборной КНДР, был первый за много месяцев, что меня лично не удивило. Мне кажется, он становится все больше каким-то таким гламурным персонажем, что, может быть, ему мешает. Может быть, мешает и его товарищам, потому что они невольно стараются играть все время на него, а когда он не в форме, это не проходит. Месси, я думаю, играет очень хорошо. Другое дело, что пока не забивает. Но он очень много и хорошо действует в подыгрыше, здорово помогает своим партнерам, отвлекает на себя очень большое внимание защитников.

– У вас есть ощущение, что у аргентинцев хорошие шансы накануне встречи со сборной Германии?

– Думаю, да. Аргентина производит очень хорошее впечатление здесь, по крайней мере пока она идет без потерь и, в общем-то, не оставляет сомнений в том, что она действительно претендент на золото. Так что я думаю, это будет очень интересный матч.

– Кого еще из команд, которые вышли в финальную восьмерку, вы бы отметили как претендентов на золотые медали?

– Здесь оригинальным не буду. Наверное, Аргентину, Бразилию. Не уверен в Германии, все-таки на пути Аргентина стоит. И, наверное, Испанию. Испанская сборная мне лично очень нравится, и мне кажется, что она может далеко здесь пойти. Уровень чемпиона Европы она, в общем, здесь подтвердила, сохранив в принципе все качества, которые помогли ей выиграть на чемпионате Европы 2008 года.

– Сборная Голландии может обыграть бразильцев?

– Бразильцы очень сильны, но голландцы здесь тоже всем понравились. Вернулся наконец в строй Арьен Роббен, это очень важная боевая единица для них. И в принципе сейчас проблем у них кадровых нет, которые были в начале чемпионата. Легко бразильцам не будет, это точно.

– Чемпионат уже ознаменовался целой серией отставок тренеров. На ваш взгляд, чья тренерская концепция заслуживает того, чтобы о ней сказать: "Вот это да!"?

– Наверное, сказать "Вот это да!" прежде всего мы сможем о тренере той команды, которая станет чемпионом мира. Потому что тренер определяется результатом. Если результат есть, значит, тренер хороший, нравится он кому-то или не нравится, симпатичный он, не симпатичный, жесткий, грубый или приятный. Особенно мы сможем сказать "Вот это да!", если турнир выиграет какой-нибудь из тренеров-новичков, как Дунга или Марадона – люди, которые до своих сборных никогда никого не тренировали, однако сами бывали чемпионами мира в качестве игроков. А сейчас они работают с двумя лучшими командами в мире, и если кто-то из них станет чемпионом мира – вот это будет да!
XS
SM
MD
LG