Ссылки для упрощенного доступа

Возбуждение вражды на Чистых прудах. Фоторепортаж с митинга в поддержку Юрия Самодурова и Андрея Ерофеева


Юрий Самодуров на митинге на Чистых прудах с экспонатами выставки "Запретное искусство - 2006", которые сильнее всего оскорбили заявителей. Реклама Макдональдса (1995) и Икона-икра (1994) художника Александра Косолапова.
Юрий Самодуров на митинге на Чистых прудах с экспонатами выставки "Запретное искусство - 2006", которые сильнее всего оскорбили заявителей. Реклама Макдональдса (1995) и Икона-икра (1994) художника Александра Косолапова.
12 июля в Таганском суде Москвы будет оглашено судебное решение по уголовному делу в отношении организаторов выставки "Запретное искусство 2006" искусствоведа Андрея Ерофеева и Юрия Самодурова, бывшего директора музея Андрея Сахарова. Оба обвиняются по второй части статьи 282 Уголовного кодекса России – "Разжигание религиозной вражды и ненависти". А 9 июля в Москве прошел митинг в поддержку Ерофеева и Самодурова.

Перфоманс "Заряжаемся водой, настоянной на Конституции"


Несмотря на изнуряющую московскую жару, на митинг пришло так много народу, что площадь перед памятником Грибоедову оказалась заполненной до отказа. Здесь оказалось немало узнаваемых людей творческих профессий. К публичной акции они отнеслись творчески. Так, перед началом выступления ораторов художник Герман Виноградов устроил перформанс – своего рода очищение собравшихся от мракобесия.

Перфоманс "Заряжаемся водой, настоянной на Конституции"

Из душевого шланга он окропил всех водой, которую набрал тут же поблизости, в Чистых прудах, и цитировал при этом Конституцию. Из Основного закона художник выбрал статьи, гарантирующие разного рода свободы, а также ту, где утверждается, что церковь отделена от государства.

Андрей Ерофеев (справа) на митинге на Чистых прудах


Многие участники митинга облачились в майки с издевательской надписью – "Возбуждаю ненависть". Среди плакатов оказалось несколько созданных карикатуристом Андреем Бильжо, который, к слову, тоже пришел на Чистые пруды. На одном рисунке были изображены три пня и Буратино. Пни утверждали: "Он возбуждает ненависть и вражду между нами". Та же самая надпись была на плакате, где были изображены крокодил Гена и Чебурашка. А еще запомнилась большая растяжка с текстом: "Черному квадрату – да, черной сотне – нет".

Художник Андрей Бильжо


Все это было бы весело, когда бы двум устроителям выставки не грозили реальные сроки заключения. Процесс длился около 2 лет, и 11 июля мы узнаем вердикт суда. Надо сказать, что на митинг принесли и наглядную агитацию тех, кто инициировал судебный процесс, что поначалу многие вообще расценили как провокацию. Однако один из подсудимых, Андрей Ерофеев, пояснил:

– Вот их плакаты, посмотрите – "Народный собор", неонацистская полуподпольная группировка, которая в лесах Подмосковья создает вооруженные бригады, а на публичных пространствах Москвы, став добровольным цензором, преследует современную российскую культуру. Они вполне откровенны, хотя на суде они кричали, что это подделка, что это ложь, но эти плакаты помечены официальным флажком этой группировки – бело-черным. Это они хотят утащить нас в такое будущее. В этом будущем нет ни одного вашего лица. В этом будущем нас нет. Из этого будущего они нас исключили.

Участники митинга на Чистых прудах в поддержку Андрея Ерофеева и Юрия Самодурова


Многие собравшиеся, особенно политики, да и художники тоже, говорили о том, что если Самодуров и Ерофеев будут осуждены, то страна откатится минимум на 20 лет назад, то есть в советское время, когда преследовалось разного рода независимое искусство.

Участники минига на Чистых прудах в поддержку Андрея Ерофеева и Юрия Самодурова
Выступление Юрия Самодурова
XS
SM
MD
LG