Ссылки для упрощенного доступа

Владимир Кара-Мурза - о годовщине убийства Натальи Эстемировой


В Грозном у здания местного отделения центра "Мемориал" в четверг, 15 июля, прошла акция памяти чеченской правозащитницы Натальи Эстемировой, убитой год назад. В акции участвовали коллеги Эстемировой, жители Ингушетии, Дагестана, Чечни. Как рассказала Радио Свобода правозащитница Хеда Саратова, люди приходили, молча стояли у портрета Натальи Эстемировой с надписью "Помним" и уходят. Никаких речей никто не произносил.

Владимир Кара-Мурза: "Личность убийцы известной российской правозащитницы Натальи Эстемировой установлена, а расследование обстоятельств этого преступления идет полным ходом", - об этом в четверг заявил президент Медведев. Наталья Эстемирова была похищена и убита в чеченской столице Грозном ровно год назад. Вечером того же дня ее тело с огнестрельными ранениями было найдено в соседней республике Ингушетия. Как сообщил Медведев, выступая на пресс-конференции по итогам российско-германских межгосударственных консультаций с канцлером ФРГ Ангелой Меркель в Екатеринбурге, убийца Натальи Эстемировой объявлен в международный розыск. В свою очередь президент Чечни Рамзан Кадыров опроверг сведения о конфликте, который, по данным газеты "Московский комсомолец", назревает между спецназом внутренних войск и их чеченскими коллегами из батальона "Север". "Я не считаю нужным останавливаться на каждом пункте материала, ибо он от начала до конца недостоверен. Это вымысел, это ложь, это чушь", - приводит слова главы региона пресса. Речь о бое 4 февраля 2010 года в предгорной части Грозненского и Урус-Мартановского районов Чечни. Военнослужащие, по данным издания, считают, что в ходе спецоперации в Чечне батальон "Север", сформированный из местных жителей, предал сослуживцев. Бойцы "Севера", пишет МК, выдавали боевикам местонахождение спецназовцев, похитили оружие и амуницию военных, увезли трупы бандитов с места боя для передачи родственникам. А накануне внушительную демонстрацию силы провели в центре Москвы фанаты различных футбольных клубов. Около 500 человек собрались у станции "Чистые пруды". Поводом для общего сбора фанатов стало убийство Юрия Волкова, болельщика московского "Спартака". В ночь на 10 июля он был смертельно ранен у входа на станцию "Чистые пруды", двое его знакомых получили тяжелые ранения. По подозрению в убийстве были задержаны трое уроженцев Чечни, однако двое из них, по данным друзей Волкова, уже отпущены под подписку о невыезде. Фанаты полагают, что на следствие оказывается давление со стороны чеченской диаспоры, и требуют справедливого расследования. Сегодня в годовщину убийства Натальи Эстемировой остроту чеченской темы в российской общественной жизни мы обсуждаем с членом правления общества "Мемориал" Александром Черкасовым и директором центра "Сова" Александром Верховским. Убедительно ли прозвучали для вас слова президента Медведева на встрече с Ангелой Меркель в Екатеринбурге?
Когда Светлана Алексеевна Ганнушкина это услышала, она тут же спросила у следователя: а там случайно не нашли написанную перед смертью явку с повинной, чтобы все сразу было?

Александр Черкасов: Во-первых, это для нас не новость. Во-вторых, это отнюдь неубедительно. Еще неделю назад мы провели пресс-конференцию, на которой изложили свои взгляды на версию, которую, как мы считали, озвучит следствие. Собственно, оно ее уже огласило. В постановлении о признании потерпевшей сестры Наташи было прямо записано, что убил Наташу некто Алхазур Башаев, боевик, из личных неприязненных отношений и в целях дискредитировать федеральные власти. Дело в том, что с начала года понемножку появлялись утечки, из которых можно было понять – да, подобная версия складывается. В этом ничего особенного не было, традиция такая - разные громкие преступления списывать на уже убитых боевиков. Чем хорош уже убитый боевик? Во-первых, никаких подозрений о причастности силовых структур. Во-вторых, раз уж он уже убит, то до суда дело можно не доводить, считать его закрытым. Вот и теперь. То вдруг выясняется, что боевики, то вдруг выясняется, какие доказательства их причастности, какие улики следствию предоставили, исключительные улики. Якобы в некоем схроне обнаружили пистолет, из которого убили Наташу, и рядом фальшивое милицейское удостоверение, на которое наклеена фотография этого самого Алхазура Башаева. Когда Светлана Алексеевна Ганнушкина это услышала, она тут же спросила у следователя: а там случайно не нашли написанную перед смертью явку с повинной, чтобы все сразу было? Такого, увы, нет, но остальные части доказательств, из которых следствию предложено сложить единственно верную версию, они примерно так же достоверны. Вот берешь и складываешь, как пазл в единую картинку, без каких-либо вопросов.
Но вопрос все-таки есть, и не только в том, что уж больно как на подбор эти доказательства, но и мотив. Мотив где? Личные неприязненные отношения. Откуда это известно? Дело в том, что в компьютере у Наташи был найден некий файл, в котором описаны деяния Башаева в селе Шаложи в горно-лесистой местности в Чечне весной 2009 года. Мотив? Мотив. В том случае, если Наташа ездила в это село, там ходила, кого-то опрашивала и была замечена. Или в другом случае: если Наташа об этом писала или давал интервью. Я специально ездил, встречался с руководителем нашего грозненского офиса, который собственно был ответственен и за распределение работ, и за распределение машины, которая у нас одна особенно, далеко не поездишь в 2009 году. Он мне сказал, как получалась информация из села Шаложи. Очень просто. Туда никто не ездил, потому что в селе Шаложи жили родственники одного сотрудника и знакомые другого сотрудника, и через тех, и через других можно было получать информацию о событиях в селе, не выезжая туда. И Наташа туда не ездила, машину для этого не брала. И своим коллегам, которые жили у нее весной прошлого года, ничего о поездках в Шаложи не рассказывала, хотя все рабочие темы всегда обсуждаются. Но может быть Наташа давала интервью, писала статьи об этом эпизоде? Нет, ни интервью, ни статей. Ни Башаев, ни его знакомые не могли ни увидеть Наташу, ни увидеть ее интервью, откуда они могли узнать? Телепатию проходили или заглянули в компьютер Наташи? Боюсь, что нет. Боюсь, что в этот компьютер могли заглянуть только те сотрудники силовых структур, которые изъяли этот компьютер после убийства и, не зная всех подробностей, выявили такой чудный мотив для убийства. Это кажется недостоверным. Хотя, понимаю, следователь должен исследовать и эту версию, следователь должен исследовать все версии, пусть даже самые недостоверные, но и более достоверные версии, связанные с профессиональной деятельностью Наташи, тоже должны были бы исследовать. А расследование этих версий как-то с прошлого года особенно не продвинулось. Хотя для этого в международный розыск, кажется, никого объявлять не нужно, нужно работать с местными чеченскими силовиками. Но, вероятно, следователи следуют давней мудрости: очень тяжело найти черную кошку в черной комнате, особенно если там бультерьер. Вот они туда и не суются.

Владимир Кара-Мурза: Чем вы объясняете, что спустя год после убийства Натальи Эстемировой российскому обществу так и не предъявлена убедительная версия этого преступления?

Александр Верховский: Знаете, я думаю, что, к сожалению, для многих людей предъявленная версия окажется убедительной. Потому что люди, которые не интересуются чеченской проблематикой, для них любая версия хороша, которая закрывает вопрос. То есть когда можно дальше можно об этом не думать, там что-то случилось, и мы об этом забыли, поскольку нас это не касается. Мне кажется, что в основном на это подобные версии рассчитаны. Я не знаю, президент Медведев это имел в виду и этого боевика или другие варианты в голове, трудно сказать.

Владимир Кара-Мурза: Он сказал, что объявлен в розыск.

Александр Верховский: Но он же умер. Поэтому странно. Мы не можем догадаться, что президент имел в виду. Несколько человек, включая меня, распустили по интернету письмо с обращением к президенту, что надо все-таки расследовать все версии, в том числе и связанные с местными чеченскими властями. Не потому, что мы утверждаем, что это непременно они, а потому что это напрашивающаяся версия, ее надо расследовать. И рассказать, что найдено, какие основания считать, что они причастны или, наоборот, непричастны. Поскольку это все-таки не частный случай, имеющий большое общественное значение, то людям хотелось бы знать.

Владимир Кара-Мурза: Татьяна Локшина, исследователь по России международной правозащитной организации "Хьюман Райтс Уотч", не склонна верить официальной информации.

Татьяна Локшина: Если исходить из слов российского президента, то следствие не просто продвинулось, находится в завершающей стадии. С другой стороны, единственное имя человека, который в материалах уголовного дела фигурирует как похититель. как убийца - это Алхазур Башаев. Учитывая обстоятельства убийства Наташи, учитывая то, что ей угрожали официальные лица, включая самого президента Чечни, учитывая то, что в принципе журналисты, правозащитники в Чечне сталкивались с преследованиями, с угрозами, возможно, было участие чеченских властей, официальных лиц или хотя бы молчаливое согласие на это убийство. И нам сегодня очень важно понять, как отрабатывало следствие данную версию. Потому что мне лично как свидетелю по этому делу неизвестно, что версия разрабатывалась, какие конкретно были проведены следственные действия, считается ли эта версия официально закрытой, а если да, то почему. Президент России сказал очень много, но в то же время он ничего не сказал.


Полный текст программы "Грани времени" появится на сайте в ближайшее время.

Материалы по теме

XS
SM
MD
LG