Ирина Лагунина: В Европе отмечают 600-летие Грюнвальдской битвы: 15 июля 1410 года в грандиозном сражении объединенные полки Польского королевства и Великого княжества Литовского разгромили армию Тевтонского ордена, что на многие годы определило расклад сил в тогдашнем европейском пространстве. Литовцы, чьи предки входили в состав славянского войска, гордятся причастностью к этой победе и планировали сделать к юбилею художественный фильм на эту тему. Но задумка не удалась.
Почему литовское кино, бывшее в авангарде советского кинематографа, сейчас проиграло свою Грюнвальдскую битву - разбиралась наш вильнюсский корреспондент Ирина Петерс.
Ирина Петерс: В июле 1410 года соединенные польско-литовские войска под командованием короля Польши Йогайлы и литовского князя Витаутаса разгромили армию Тевтонского ордена. На стороне первых сражались 32 тысячи человек, в том числе 20 тысяч поляков, 10 тысяч граждан Великого княжества Литовского и 2 тысяч татар. Тевтонцев было 15 тысяч. В полках победителей были и воины из Вильнюса, Тракай, Гродно, Смоленска и Жямайтии (ныне это западная Литва). Именно Жямайтия по итогам битвы отошла к Великому княжеству Литовскому.
Торжественно отмечаемое сейчас в Европе 600-летие Грюнвальдской битвы – по-литовски Жальгирисской – очень значимо для истории Литвы. Кроме нынешнего участия литовских энтузиастов в исторической инсценизации сражения в Польше юбилей нашел отражение и в культурной жизни страны – это выставки, литературные чтения, конференции историков, театрализованные представления, премьеры музыкальных произведений.
15 июля президенты нескольких европейских стран отметят памятную дату на месте сражения и в Мариенбургском замке. Президент Литвы Даля Грибаускайте и новоизбранный руководитель Польши Бронислав Комаровский наметили встречу в Кракове у памятника победы в битве под Грюнвальдом.
Художественный фильм об этом историческом событии под названием "Жальгирис: день железа" планировал снять литовский режиссер Раймондас Банионис, сын известного актера Донатаса Баниониса. Однако амбициозные планы осуществить не удалось, съемки, едва начавшись, прекратились из-за отсутствия финансирования. "Литовское кино таким образом проиграло свою Грюнвальдскую битву - сказал по этому поводу председатель Союза кинематографистов Литвы , режиссер Гитис Лукшас – Даже партнеры, которых нашли за рубежом, поляки, белорусы, русские ,устали ждать . Если денег нет, надо так и сказать, отложив производство до лучших времен" - предложил Лукшас министерству культуры.
Пессимисты же считают, что литовское кино, как явление, реанимировать уже не удастся. По словам известного публициста Пранаса Моркуса, именно оно, кино, вместе с литовским футболом и было положено на алтарь независимости страны. С её обретением талант литовских режиссеров и актеров оказался невостребованным, поле их деятельности сузилось до национальных рамок, а на местной киностудии обосновались западные производители кино: здесь снимать просто дешевле.
Что думает по этому поводу режиссер Раймондас Банионис?
Раймондас Банионис: Не только эта битва проиграна, по-моему, сейчас вся культура проигрывает очень сильно. Огромное количество проектов угроблено. И один из них – наш. Денег нет в этом году, давайте на следующий год или давайте через год, потому что этот фильм настолько важен, что он будет 50 лет до следующего юбилея смотреться. Доказать, что значит в Европе государство, которое имеет прекрасную историю, что мы люди смелые. Докажем, что мы смелые. 20 лет независимости, и ничего не сделали, на что опереться исторически. У нас нет понимания, что такое культура, что необходимо государству, а не каким-то коммерческим структурам.
Ирина Петерс: Энтузиасты говорят: при всех трудностях мы должны сохранить литовский почерк в кино.
Раймондас Банионис: Да, нормальный политик развивался, занимал бы такое место, как в таких маленьких странах как Финляндия, Дания.
Ирина Петерс: Возможно сейчас литовскому кино пробиться на европейском уровне?
Раймондас Банионис: Конечно, возможно. Сильная поддержка идет из Евросоюза. Наши фильмы ездят по миру, в Японии были.
Ирина Петерс: Вы все-таки снимаете?
Раймондас Банионис: Да, я снимаю, работаю. Что я могу сделать?
Ирина Петерс: В павильонах Литовской киностудии в Вильнюсе, основанной в 1954 году, всего было создано более 2 тысяч фильмов. Среди самых известных: "Никто не хотел умирать" Жалакявичюса, "Девочка и эхо", "Богач, бедняк" Жебрюнаса, "Лето кончается осенью" и "Блуждающие огоньки" Лукшаса, "Полет через Атлантику" Вабаласа, "Женщина и четверо её мужчин" Пуйпы, "Геркус Мантас" Гедриса.
А что сейчас? В год здесь снимается в лучшем случае 2-3 картины. Литовский кинематограф финансируется хуже всех в Евросоюзе. В Эстонии, которая в три раза меньше Литвы, кино поддерживается государством втрое мощнее.
Рассуждает литовский кинокритик Линас Вильджюнас.
Линас Вильджюнас: Будущее я вижу только в авторском кино. Большой потенциал. К сожалению, нет государственной политики в области кино. Культура, а кино в особенности остается на последнем месте. Это зависит от приоритетов. Я надеюсь, что в скором будущем эта позиция изменится и пойдет к лучшему. Но в данный момент возможности развития в литовском кино сведены на ноль. А что касается таких больших проектов как Грюнвальдская битва, это мне напоминает заказное кино советского периода. Государство не должно вмешиваться и не должно доказывать никаких политических, идеологических заказов, будь это Грюнвальдская битва или партизанское движение. По-моему, это не то, что двигает истинное творчество. Никаких заказов не должно быть. Всегда найдутся люди, которые захотят поспекулировать, заработать. Это должно быть исключено. Когда кино стало привлекательным для многих, особенно для бездарных, то конкуренция нечистая, а когда денег нет – особенно. Главная проблема литовского кино, по-моему, что оно утратило контакт с собственным зрителем. Прокатная политика в Литве совершенно коммерческая, пробраться серьезному фильму на экран почти нет возможности. Но и рейтинг по существу растлен голливудскими фильмами, поп-корном и "Кока-Колой".
Ирина Петерс: В прошлом году, не зная о планах режиссера Баниониса, композитор Родион Щедрин специально написал к юбилею Грюнвальдской битвы музыкальное произведение "Литовская сага". Впервые её исполнил в Вильнюсе Лондонский симфонический оркестр, дирижировал Валерий Гергиев.
Музыкальный фрагмент
Ирина Петерс: Сразу после премьеры тогда я побеседовала с Родионом Щедриным.
Предположим, если бы вышел этот фильм с вашей музыкой, как бы вы отнеслись?
Родион Щедрин: Я был бы только доволен. Превосходное исполнение, публика хорошо слушала.
Ирина Петерс: В "Литовскую сагу" Щедрина вплетены духи далекой эпохи, дыхание битвы, лязг железа.
Родион Щедрин: Тевтонские рыцари были все закованы в железные латы, кони были закрыты, щиты, копья. Так что лязг железа был большой.
Ирина Петерс: С перипетиями вокруг фильма "Жальгирис: день железа", как и вообще литовского кино, непосредственно знаком философ, дипломат Арвидас Юозайтис.
Арвидас Юозайтис: "Братья, победившие Европу", как изначально называлась картина, должны были в фильме представиться настоящими поборниками свободы. Картина была задумана давно, пять лет назад был тендер. И все проходило цивилизованно. Но кризис, денег нет. Мы выглядим печально. Все-таки такую картину осилить, конечно, литовский бюджет не тянул, здесь должен был быть международный проект. Но ситуация неблагополучная для Литвы. Если сотрудничать с Белоруссией, что сейчас и наметилось, придется плясать под чужую музыку. И все уже поздно. Даже заблаговременная подготовка к величественной картине ничего не дала. Ударил кризис. Сначала была предусмотрена по литовскому бюджету солидная сумма. Мы помним, как Йржи Гофман ставил "Огнем и мечом", он тоже по польским масштабам дал свои личные сбережения, квартиру и так далее, денег не хватало. А тут Литва такую картину не могла освоить, хотя сценарий хорош.
Ирина Петерс: Между прочим, граждане Литвы, узнав о том, что не получается с фильмом, звонили на национальное радио и трогательно предлагали пенсионерки из личных сбережений или призывали – давайте сбросимся все по пять литов и получится.
Арвидас Юозайтис: Конечно, должна быть правительственная программа. Не хватило стратегического мышления. Это проект десятилетий. Даже Бразгаускас, который много сделал для литовского сознания, включая замок королей, который в Вильнюса строится по его волевому решению, он даже не смог помочь в этом плане.
Ирина Петерс: Вы упоминали Белоруссию.
Арвидас Юозайтис: Когда Белоруссия ищет геополитическое место, Александр Лукашенко мог присмотреть себе роль князя, тем более история великого княжества Литовского воспринимается как своя собственная. Если бы Александр Лукашенко инициировал подобный фильм, я думаю, в Белоруссии нашлось бы денег.
Ирина Петерс: ак вы прореагируете на мнение, что такие фильмы масштабные, исторические с идеологической подоплекой – это уже не искусство, государство такие фильмы не должно заказывать, это было в Советском Союзе или может быть в современной Белоруссии, которую вы упоминали?
Арвидас Юозайтис: Да, думаю, в Белоруссии это возможно не уповая на то, что это будет большое искусство. Но в Литве это тоже могло быть, это же общественный момент. Никто не может поручиться за качество. Скажем, "Стражники Риги" картина, там тоже батальная сцена. Воспитательная картина, имеет большую роль в Латвии. В Литве пустота. Такого фильма-истории не существует. Это необязательно должно быть художественное сознание. Государство должно было включиться, а куда еще государству включаться.
Ирина Петерс: Главный урок для литовского кинематографа – вот этот урок с Грюнвальдкой битвой, которую оно проиграло.
Арвидас Юозайтис: Начало проигрывать в 2002 году, когда была приватизирована литовская киностудия. Я сам по силе своих возможностей хотел воспрепятствовать. Это совершенно печальная и антигосударственная акция была, когда нет своей базы, думать о таких масштабных проектах нельзя. Сейчас пожинаем то, что посеяли. Остальные картины где-то по углам могут быть поставлены. Придется подождать концентрации капитала.
Ирина Петерс: Россияне скучают по литовскому кино, по литовским актерам, которых они любят.
Арвидас Юозайтис: В Калининградской области показать что бы ни было литовское из прошлого кино – это всегда событие. То же самое событие в Москве, в Петербурге. Литовское кино оставило очень яркий след в советском кино и восточноевропейском. К сожалению, ничего подобного повторить невозможно. Из молодых актеров сейчас в России никого не знают. Все решают производственные мощности, их у Литвы сейчас нет. Операторы дышат некоторые.
Почему литовское кино, бывшее в авангарде советского кинематографа, сейчас проиграло свою Грюнвальдскую битву - разбиралась наш вильнюсский корреспондент Ирина Петерс.
Ирина Петерс: В июле 1410 года соединенные польско-литовские войска под командованием короля Польши Йогайлы и литовского князя Витаутаса разгромили армию Тевтонского ордена. На стороне первых сражались 32 тысячи человек, в том числе 20 тысяч поляков, 10 тысяч граждан Великого княжества Литовского и 2 тысяч татар. Тевтонцев было 15 тысяч. В полках победителей были и воины из Вильнюса, Тракай, Гродно, Смоленска и Жямайтии (ныне это западная Литва). Именно Жямайтия по итогам битвы отошла к Великому княжеству Литовскому.
Торжественно отмечаемое сейчас в Европе 600-летие Грюнвальдской битвы – по-литовски Жальгирисской – очень значимо для истории Литвы. Кроме нынешнего участия литовских энтузиастов в исторической инсценизации сражения в Польше юбилей нашел отражение и в культурной жизни страны – это выставки, литературные чтения, конференции историков, театрализованные представления, премьеры музыкальных произведений.
15 июля президенты нескольких европейских стран отметят памятную дату на месте сражения и в Мариенбургском замке. Президент Литвы Даля Грибаускайте и новоизбранный руководитель Польши Бронислав Комаровский наметили встречу в Кракове у памятника победы в битве под Грюнвальдом.
Художественный фильм об этом историческом событии под названием "Жальгирис: день железа" планировал снять литовский режиссер Раймондас Банионис, сын известного актера Донатаса Баниониса. Однако амбициозные планы осуществить не удалось, съемки, едва начавшись, прекратились из-за отсутствия финансирования. "Литовское кино таким образом проиграло свою Грюнвальдскую битву - сказал по этому поводу председатель Союза кинематографистов Литвы , режиссер Гитис Лукшас – Даже партнеры, которых нашли за рубежом, поляки, белорусы, русские ,устали ждать . Если денег нет, надо так и сказать, отложив производство до лучших времен" - предложил Лукшас министерству культуры.
Пессимисты же считают, что литовское кино, как явление, реанимировать уже не удастся. По словам известного публициста Пранаса Моркуса, именно оно, кино, вместе с литовским футболом и было положено на алтарь независимости страны. С её обретением талант литовских режиссеров и актеров оказался невостребованным, поле их деятельности сузилось до национальных рамок, а на местной киностудии обосновались западные производители кино: здесь снимать просто дешевле.
Что думает по этому поводу режиссер Раймондас Банионис?
Раймондас Банионис: Не только эта битва проиграна, по-моему, сейчас вся культура проигрывает очень сильно. Огромное количество проектов угроблено. И один из них – наш. Денег нет в этом году, давайте на следующий год или давайте через год, потому что этот фильм настолько важен, что он будет 50 лет до следующего юбилея смотреться. Доказать, что значит в Европе государство, которое имеет прекрасную историю, что мы люди смелые. Докажем, что мы смелые. 20 лет независимости, и ничего не сделали, на что опереться исторически. У нас нет понимания, что такое культура, что необходимо государству, а не каким-то коммерческим структурам.
Ирина Петерс: Энтузиасты говорят: при всех трудностях мы должны сохранить литовский почерк в кино.
Раймондас Банионис: Да, нормальный политик развивался, занимал бы такое место, как в таких маленьких странах как Финляндия, Дания.
Ирина Петерс: Возможно сейчас литовскому кино пробиться на европейском уровне?
Раймондас Банионис: Конечно, возможно. Сильная поддержка идет из Евросоюза. Наши фильмы ездят по миру, в Японии были.
Ирина Петерс: Вы все-таки снимаете?
Раймондас Банионис: Да, я снимаю, работаю. Что я могу сделать?
Ирина Петерс: В павильонах Литовской киностудии в Вильнюсе, основанной в 1954 году, всего было создано более 2 тысяч фильмов. Среди самых известных: "Никто не хотел умирать" Жалакявичюса, "Девочка и эхо", "Богач, бедняк" Жебрюнаса, "Лето кончается осенью" и "Блуждающие огоньки" Лукшаса, "Полет через Атлантику" Вабаласа, "Женщина и четверо её мужчин" Пуйпы, "Геркус Мантас" Гедриса.
А что сейчас? В год здесь снимается в лучшем случае 2-3 картины. Литовский кинематограф финансируется хуже всех в Евросоюзе. В Эстонии, которая в три раза меньше Литвы, кино поддерживается государством втрое мощнее.
Рассуждает литовский кинокритик Линас Вильджюнас.
Линас Вильджюнас: Будущее я вижу только в авторском кино. Большой потенциал. К сожалению, нет государственной политики в области кино. Культура, а кино в особенности остается на последнем месте. Это зависит от приоритетов. Я надеюсь, что в скором будущем эта позиция изменится и пойдет к лучшему. Но в данный момент возможности развития в литовском кино сведены на ноль. А что касается таких больших проектов как Грюнвальдская битва, это мне напоминает заказное кино советского периода. Государство не должно вмешиваться и не должно доказывать никаких политических, идеологических заказов, будь это Грюнвальдская битва или партизанское движение. По-моему, это не то, что двигает истинное творчество. Никаких заказов не должно быть. Всегда найдутся люди, которые захотят поспекулировать, заработать. Это должно быть исключено. Когда кино стало привлекательным для многих, особенно для бездарных, то конкуренция нечистая, а когда денег нет – особенно. Главная проблема литовского кино, по-моему, что оно утратило контакт с собственным зрителем. Прокатная политика в Литве совершенно коммерческая, пробраться серьезному фильму на экран почти нет возможности. Но и рейтинг по существу растлен голливудскими фильмами, поп-корном и "Кока-Колой".
Ирина Петерс: В прошлом году, не зная о планах режиссера Баниониса, композитор Родион Щедрин специально написал к юбилею Грюнвальдской битвы музыкальное произведение "Литовская сага". Впервые её исполнил в Вильнюсе Лондонский симфонический оркестр, дирижировал Валерий Гергиев.
Музыкальный фрагмент
Ирина Петерс: Сразу после премьеры тогда я побеседовала с Родионом Щедриным.
Предположим, если бы вышел этот фильм с вашей музыкой, как бы вы отнеслись?
Родион Щедрин: Я был бы только доволен. Превосходное исполнение, публика хорошо слушала.
Ирина Петерс: В "Литовскую сагу" Щедрина вплетены духи далекой эпохи, дыхание битвы, лязг железа.
Родион Щедрин: Тевтонские рыцари были все закованы в железные латы, кони были закрыты, щиты, копья. Так что лязг железа был большой.
Ирина Петерс: С перипетиями вокруг фильма "Жальгирис: день железа", как и вообще литовского кино, непосредственно знаком философ, дипломат Арвидас Юозайтис.
Арвидас Юозайтис: "Братья, победившие Европу", как изначально называлась картина, должны были в фильме представиться настоящими поборниками свободы. Картина была задумана давно, пять лет назад был тендер. И все проходило цивилизованно. Но кризис, денег нет. Мы выглядим печально. Все-таки такую картину осилить, конечно, литовский бюджет не тянул, здесь должен был быть международный проект. Но ситуация неблагополучная для Литвы. Если сотрудничать с Белоруссией, что сейчас и наметилось, придется плясать под чужую музыку. И все уже поздно. Даже заблаговременная подготовка к величественной картине ничего не дала. Ударил кризис. Сначала была предусмотрена по литовскому бюджету солидная сумма. Мы помним, как Йржи Гофман ставил "Огнем и мечом", он тоже по польским масштабам дал свои личные сбережения, квартиру и так далее, денег не хватало. А тут Литва такую картину не могла освоить, хотя сценарий хорош.
Ирина Петерс: Между прочим, граждане Литвы, узнав о том, что не получается с фильмом, звонили на национальное радио и трогательно предлагали пенсионерки из личных сбережений или призывали – давайте сбросимся все по пять литов и получится.
Арвидас Юозайтис: Конечно, должна быть правительственная программа. Не хватило стратегического мышления. Это проект десятилетий. Даже Бразгаускас, который много сделал для литовского сознания, включая замок королей, который в Вильнюса строится по его волевому решению, он даже не смог помочь в этом плане.
Ирина Петерс: Вы упоминали Белоруссию.
Арвидас Юозайтис: Когда Белоруссия ищет геополитическое место, Александр Лукашенко мог присмотреть себе роль князя, тем более история великого княжества Литовского воспринимается как своя собственная. Если бы Александр Лукашенко инициировал подобный фильм, я думаю, в Белоруссии нашлось бы денег.
Ирина Петерс: ак вы прореагируете на мнение, что такие фильмы масштабные, исторические с идеологической подоплекой – это уже не искусство, государство такие фильмы не должно заказывать, это было в Советском Союзе или может быть в современной Белоруссии, которую вы упоминали?
Арвидас Юозайтис: Да, думаю, в Белоруссии это возможно не уповая на то, что это будет большое искусство. Но в Литве это тоже могло быть, это же общественный момент. Никто не может поручиться за качество. Скажем, "Стражники Риги" картина, там тоже батальная сцена. Воспитательная картина, имеет большую роль в Латвии. В Литве пустота. Такого фильма-истории не существует. Это необязательно должно быть художественное сознание. Государство должно было включиться, а куда еще государству включаться.
Ирина Петерс: Главный урок для литовского кинематографа – вот этот урок с Грюнвальдкой битвой, которую оно проиграло.
Арвидас Юозайтис: Начало проигрывать в 2002 году, когда была приватизирована литовская киностудия. Я сам по силе своих возможностей хотел воспрепятствовать. Это совершенно печальная и антигосударственная акция была, когда нет своей базы, думать о таких масштабных проектах нельзя. Сейчас пожинаем то, что посеяли. Остальные картины где-то по углам могут быть поставлены. Придется подождать концентрации капитала.
Ирина Петерс: Россияне скучают по литовскому кино, по литовским актерам, которых они любят.
Арвидас Юозайтис: В Калининградской области показать что бы ни было литовское из прошлого кино – это всегда событие. То же самое событие в Москве, в Петербурге. Литовское кино оставило очень яркий след в советском кино и восточноевропейском. К сожалению, ничего подобного повторить невозможно. Из молодых актеров сейчас в России никого не знают. Все решают производственные мощности, их у Литвы сейчас нет. Операторы дышат некоторые.