Ссылки для упрощенного доступа

Чавес и сальвадорский "шпион", или Верным путем боливарианского социализма в Венесуэле


Ирина Лагунина: В Венесуэле разразился скандал - "разоблачен" очередной "злейший враг" осуществляемой в этой стране так называемой "боливарианской социалистической революции 21 века". По словам венесуэльского лидера подполковника Уго Чавеса, речь идет об исторической победе революции над ее "врагами". Рассказывает Виктор Черецкий.

Виктор Черецкий: Репрессивные тоталитарные режимы левого толка 20-го, да и 21-го столетия, существовали и существуют в условиях всеобщего дефицита. Как правило, население стран, где властвуют подобные режимы, лишено качественных продуктов питания, лекарств, медицинской помощи, добротной одежды и достойного жилья, бытовой техники и так далее, не говоря уже об элементарных свободах и политических правах. Но зато никогда в этих странах не было дефицита на всяческие выдумки в отношении так называемых "врагов". Мифы о врагах – это, как отмечают политологи, пожалуй, единственное, что имеется в избытке при любой коммунистической и тоталитарной диктатуре. Да и существуют эти диктатуры зачастую благодаря мифам, вбиваемым в головы полуголодного населения: вот, мол, не станет нас - спасителей, придут "враги" и отнимут последний кусок хлеба. Пять десятилетий держится за счет подобной стратегии режим братьев Кастро на Кубе. Все больше тему врагов муссирует и венесуэльский диктатор Уго Чавес, которого многие считают клоном кубинских правителей.

Уго Чавес: Не будем терять ни минуты в нашем основном деле - готовиться к войне с врагами и готовить к войне наш народ. Потому что борьба с врагами, всеми силами пытающимися задушить нашу революцию, это дело общее. Есть у нас враги внешние и внутренние – "пятая колонна". Речь идет об олигархах, капиталистах – этих безродных космополитах, которые ежедневно вредят нашему делу. Отсюда и конфронтация. Мы не будем искать примирения с этими врагами. С ними не может быть мира! Мы их победим! Для разгрома врагов мы будем готовить ополченцев из трудящихся, революционного студенчества и женщин. Все должны быть готовы к защите родины!

Виктор Черецкий: Уже замечено, что чем меньше становится продуктов и ширпотреба в венесуэльских магазинах, тем больше Чавес рассуждает о врагах и о грядущей войне. А для поддержания мифа время от времени устраиваются некие грандиозные шоу. Последнее из таких представлений состоялось буквально на днях. Его возглавил лично лидер "боливарианского социализма". Чавес выступил с публичными разоблачениями. Оказывается, весь мировой империализм, сионизм, фашизм, капитализм и примкнувшие к ним оппортунисты и предатели из латиноамериканских стран, не желающие строить социализм, организовали "заговор" против венесуэльской революции. Они заслали в Венесуэлу диверсанта. И не просто опасного шпиона и террориста, а "страшного злодея", что-то вроде голливудского терминатора, в задачу которого, в частности, входила организация в Каракасе беспорядков, чтобы на предстоящих в сентябре выборах обеспечить победу политическим противникам вождя революции Чавеса. Однако "славные" Боливарианские силы безопасности вовремя разоблачили "вредителя", арестовав его прямо в аэропорту Каракаса. Речь идет о некоем уроженце Сальвадора Франсиско Чавесе Абарка, однофамильце лидера венесуэльской революции. Телешоу Чавеса-президента с разоблачением "террориста", по традиции продолжалось несколько часов:

Уго Чавес: Мы захватили известного террориста, который пытался проникнуть в Венесуэлу. Он ехал с фальшивым паспортом. Я все это время спрашиваю себя, зачем он направлялся в нашу страну? Может быть, чтобы сорвать наши выборы? Я поздравляю наши силы безопасности: наше министерство внутренних дел и военную разведку, которые разоблачили этого террориста. Я обращаюсь к представителям нашей отчаявшейся во всем оппозиции: не к ним ли на подмогу ехал этот бандит? Наша буржуазия прекрасно знает, зачем сюда ехал этот человек, поэтому я и требую от нее ответа. Он один из тех, кто пытался убить меня и Фиделя Кастро в Панаме вместе с королем Испании, когда мы приехали туда на совещание. В первую очередь, разумеется, Фиделя. Этот Чавес Абарка самый опасный террорист! Теперь он обезврежен. А ведь в Венесуэлу он ехал, я это знаю, чтобы убить меня! Мы еще разберемся с его сообщниками внутри страны!

Виктор Черецкий: Желание Чавеса связать арестованного с политической оппозицией своему режиму очевидно. И здесь тоже нет ничего нового. Как отмечают наблюдатели, подобная тактика применялась всеми коммунистическими диктатурами – раз не любишь режим и его лидера, значит ты диверсант, вредитель, потенциальный убийца вождя, фашист, враг народа и так далее. Министр внутренних дел Венесуэлы Тарек Эль Айссами тоже обвинил арестованного в том, что он связан, я цитирую, с "фашистским контрреволюционным подпольем в самой Венесуэле". Так представители власти именуют демократическую оппозицию своему режиму. Речь, по словам министра, идет о преступнике-универсале, который занимается сразу всем – и убийствами, и похищениями людей, и наркоторговлей, и изготовлением фальшивых денежных купюр. Правда, "кровавых злодеяний", как ни старалась венесуэльская охранка, за арестованным так и не нашлось. Портрет "негодяя" изобразил министр Эль Айссами:

Эль Айссами: Он начал свою преступную деятельность еще в 90-х годах прошлого столетия. Его взяли в члены банды, занимавшейся торговлей наркотиками. Он также занимался незаконной торговлей оружием и подделывал денежные знаки в Гватемале и Сальвадоре. Затем его стали учить на террориста. Таким образом, речь идет о человеке крайне опасном, которого специально подготовили для совершения террористических актов. На Кубе в 90-е годы он подкладывал бомбы в гостиницах, что намеревался сделать и в Венесуэле, чтобы дестабилизировать страну. Для этой цели он вошел в преступную связь с фашистскими контрреволюционными группами. Мы, в конце концов, дознаемся, кто финансирует терроризм в Венесуэле! Мы выясним, кто заплатил этому террорист! Кто из наших контрреволюционеров стоит за этим преступником! Но уже сейчас нам ясно, что за спиной террориста стоят безродные космополиты из числа контрреволюционной буржуазии. Они решили убить президента республики. Мы заявляем, что наш народ и наши силы безопасности всегда начеку и готовы пресечь любую попытку контрреволюционеров, препятствующих строительству нашего светлого будущего - социализма.

Виктор Черецкий: Разумеется, на допросе "враг" раскаялся в содеянном и чистосердечно признался, что является подручным еще более "страшного прямо-таки планетарного злодея", а именно некоего Луиса Посада Карильеса. Поясню, что Посада – всего лишь один из многочисленных противников кубинской диктатуры, которого последняя пытаются безуспешно изловить уже тридцать с лишним лет. Ну, а о раскаянии своего однофамильца объявил лично диктатор Чавес:

Уго Чавес: Он сознался, что является опаснейшим террористом, что склонен к насилию и что способен на любое преступление. Он понял, что попался, и впал в отчаяние. А поначалу пытался выдать себя за туриста, ведь он - хорошо подготовленный преступник. Однако, убедившись в том, что он разоблачен, Чавес Абарка назвал свое подлинное имя и подлинную цель своей поездки в Венесуэлу. Я, конечно, лично позаботился о его правах. Это, впрочем, можно было и не делать: у нас никогда арестованных пыткам не подвергают.

Виктор Черецкий: Любопытно, что после всех разоблачений и описания "преступлений", который Чавес Абарка, якобы, намеривался совершить в Венесуэле, его буквально через день после ареста выслали под конвоем на Кубу. О дальнейшей судьбе арестованного ничего не известно. Между тем, венесуэльский диссидент, бывший офицер разведки ВМФ страны, Бернардо Хурадо считает всю изложенную историю – от начала до конца – бредом, грубой фальшивкой венесуэльских и кубинских спецслужб, предназначенной для внутреннего потребления, то есть для поддержания все того же образа "недремлющего врага". Для режима Чавеса это важно сделать перед выборами, а для братьев Кастро в связи с освобождением группы политзаключенных, на что они вынуждены были пойти под давлением мировой общественности и, в первую очередь, Католической ценкви. Бернардо Хурадо:

Бернардо Хурадо: Я думаю, что все это можно вполне охарактеризовать как грубую фальшивку, дешевый трюк. Кем бы ни был этот арестованный, никто не прилетает в чужую страну, чтобы тут же в аэропорту рассказать, что цель поездки - взрывать бомбы. Это примитивно, глупо и невероятно! Кто может поверить в эти байки, сфабрикованные двумя диктаторскими режимами – Чавеса и Кастро? Сюда же приплели и Посаду Карильеса, которого эти два режима обвиняют в "терроризме".

Виктор Черецкий: Бывший сотрудник венесуэльских спецслужб не понимает, как глава государства и его министр внутренних дел публично обвиняют иностранца в тяжких преступлениях – в терроризме и в антиправительственном заговоре в компании с некими силами контрреволюции, кстати, не имея для этого никаких доказательств, и тут же избавляются от подозреваемого – отправляют его на Кубу – без какого-либо суда и следствия. Ведь раз он такой опасный для Венесуэлы преступник, почему бы его не судить именно в Венесуэле? Бернардо Хурадо:

Бернардо Хурадо: Вопросы напрашиваются сами по себе. Правительство Чавеса говорит, что пойманный террорист связан с силами контрреволюции. Что имеется в виду под этим термином? О ком конкретно идет речь? Где доказательства эти связей? В чем была необходимость срочно отправлять его в Гавану? Если все это на самом деле так серьезно, почему бы вначале не выявить хотя бы имена заговорщиков?

Виктор Черецкий: Официальное венесуэльское телевидение показало запись допроса предполагаемого террориста. Качество записи не позволяет разглядеть лицо допрашиваемого, его речь невнятна. Видно лишь, что он ведет себя очень эмоционально – смеется, весело рассказывает о своих "преступных" намерениях – а в конце по-приятельски хлопает по рукам человека, задававшего ему вопросы. Кубинский адвокат, живущий в изгнании Камило Лорет де Мола:

К.Лорет де Мола: Поведение этого человека в ходе полицейского допроса, запись которого демонстрировалась в Венесуэле, не соответствует нормальному поведению подозреваемого, признающегося в совершении тяжких преступлений. Запись, на мой взгляд, тоже фальшивая, причем, скорее всего, она изготовлена кубинцами. Допрашиваемый ведет себя как дома или на телевизионном топ-шоу. Ну а офицер, задававший вопросы, говорит с явным кубинским акцентом. Да и ведут они себя скорее, как подвыпившие приятели.

Виктор Черецкий: Ну а что касается поспешной депортации Чавеса Абарки, то тут для адвоката Камило Лорет де Мола никакой загадки нет. Кубинский режим в настоящее время нуждается во "враге" значительно больше, чем венесуэльский. Так что речь идет о "подарке" диктатора Чавеса своим коллегам и наставникам братьям Кастро. Камило Лорет де Мола:

Камило Лорет де Мола: Этого человека депортировали, потому что кубинцам он нужен, как воздух. Не исключаю, что вся операция была задумана и осуществлена именно кубинцами. Ведь это превосходный повод для отвлечения населения страны от реальных проблем. К примеру, от проблемы голода, политзаключенных, деятельности диссидентов. Метод подобного отвлечения общественного мнения от реальных проблем на вымышленных "врагов" применяется на Кубе постоянно.

Виктор Черецкий: Бывший офицер венесуэльских спецслужб Бернардо Хурадо не совсем согласен с мнением адвоката. Он считает, что диктатура его страны тоже использовала задержанного на все сто процентов – в качестве дымовой завесы – в сугубо пропагандистских целях. Оставлять в стране и расследовать его предполагаемые связи с некими противниками диктатуры было бессмысленно, поскольку авторы фальшивки заведомо знали, что никакого заговора нет. Бернардо Хурадо:

Бернардо Хурадо: В подобной истории нуждался не только гаванский режим, но и правительство Уго Чавеса. Ведь в Венесуэле еще не утихли страсти в связи с обнаружением 122 тысяч тонн припрятанных коррумпированными чиновниками Чавеса и сгнивших продуктов. И это в стране, где люди постоянно не доедают. Подобные истории и многие другие можно вполне "прикрыть" делами о шпионах и диверсантах.

Виктор Черецкий: Между тем, супруга Чавеса Абарка Карла Гуадалупе Тригерос заявила журналистам, что ее супруг был похищен венесуэльской охранкой и силой увезен в Венесуэлу для последующей передачи Кубе. Однако это не смутило пропагандистский аппарат венесуэльского диктатора, который тут же обвинил Карлу в том, что она профессиональная налетчица, специализирующаяся на краже автомобилей дорогих марок.
XS
SM
MD
LG