Ссылки для упрощенного доступа

Блогеры и их френды пойдут по судам


В российской блогосфере новый скандал: несколько популярных российских блогеров и пользовательских порталов оказались предметом судебной экспертизы. Поводом к этому стала прокурорская проверка в отношении пензенского блогера Владимира Волкова, которому, по некоторым сведениям, собираются предъявить обвинения по "экстремистской" 282-й статье. В сеть попало 40-страничное заключение судебной экспертизы его блога. Парадоксальным образом, эксперты изучали не столько записи самого блогера, сколько посты его "френдов". Комизм ситуации описывает Игорь Петров:

Правоохранители Пензы взяли новый рубеж запретительного безумия. Они обыскали у подозреваемого в нарушении 282-й компьютер, нашли в нем записи из френдленты и отдали эти записи на изучение экспертам. Принципиальным новшеством тут, однако, является то, что на 282-ю анализируются тексты не только подозреваемого, но и пойманных во френдленте Миши Вербицкого, Ильи Кормильцева и авторов сайта "Луркмор". Пока не понятно, будут ли их привлекать прямо в Пензе или бюджетом предусмотрены выездные сессии.

Изучая документ, блогеры обратили внимание, что эксперты сочли экстремистской фразу "мочить в сортире". Вот отрывок из документа, анализирующий фразу "исламофашистов надо мочить в сортире, пока они не замочили нас":

Побуждение к действию выражено с помощью сказуемого, состоящего из слова категории состояния с модальным значением "надо" с глаголом "мочить". "Мочить" арготическое - убивать кого-либо, расправляться с кем-либо. Следовательно, в данном сообщении присутствуют сведения, выражающие побуждения к действиям против группы лиц по признаку их отношения к религии.

Кроме курьезной судебной экспертизы блогов, в сети обсуждался еще один неординарный факт из области свободы слова в России: 20 июля в "Российской газете" был опубликован манифест партии Эдуарда Лимонова "Другая Россия". Блогер и главный редактор портала Слон.ру Леонид Бершидский отмечает, что нынешний закон о политических партиях обязывает "Российскую газету" принимать к публикации подобные документы от партии, которая провела учредительный съезд с участием делегатов от половины российских регионов:

Примерно таким способом официальный орган заставили напечатать и выложить на сайт текст Эдуарда Лимонова, который орган ни под каким иным соусом не принял бы. Я не уверен, что бренд "Другая Россия" законно принадлежит именно этой ячейке "несогласных", но за то, что лимоновцы использовали его таким образом, их нельзя не уважать: публикация в "Российской газете" – это незабываемый артефакт.

Однако при всей своей символической ценности, продолжает Бершидский, этот манифест политически играет против оппозиции в силу своего демагогического характера:

Читая в "Российской газете", что такое "Другая Россия", невозможно не вспомнить Жириновского в начале 90-х. Он вроде тоже был оппозиционер и всех напугал своим непервоканальным представлением о России; но с другой стороны, его существование было явно неслучайно и одобрено свыше. Если бы лимоновцы не принесли свой текст в РГ, официальному органу стоило самому заказать им текстик или даже серию. Чтобы сама идея оппозиции окончательно превратилась в цирк, как уже случилось однажды при непосредственном участии Владимира Вольфовича.

***

Интерес к Китаю в англоязычных блогах проявляют не только в связи с вялотекущим конфликтом китайских властей и компании Гугл – Китай волнует политических блогеров как растущий во всех направлениях рынок. Живущий в Пекине обозреватель "Нью-Йоркера" Эван Осмос пишет в своем блоге на сайте издания:

На днях мне пришлось лететь ночным рейсом Пекин-Дели-Аддис-Абеба. Самолет, как всегда, был набит под завязку, и я подумал, что когда-нибудь археологи будут рассматривать списки пассажиров подобных рейсов как важнейший документ, демонстрирующий международную значимость Китая в начале XXI-го века. В моем самолете примерно треть пассажиров составляли китайские рабочие в кедах и военных брюках, направлявшиеся строить дома и дороги. Встречались среди них и технические специалисты.
За последние пять лет Китай инициировал целый ряд крупных сельскохозяйственных проектов в Африке, направленных на экспорт риса и прочих основных продуктов питания в Китай – и это только один из новых и малопонятных окружающему миру путей освоения Китаем Африки. Два года назад правительство Китая выделило пять миллиардов долларов на фермерские проекты в Африке: они рассматриваются как средство обеспечения продовольственной безопасности страны.


В блоге на сайте Financial Times ту же тему подхватывает журналист-международник Гидеон Рахман:

Месяц назад я писал о том, что Китай вышел на первое место в мире по количеству производимой продукции. Уже тогда я отметил, что первое место в чем-нибудь новом Китаю, похоже, достается теперь ежемесячно. Совсем недавно крупнейшим автомобильным рынком в мире стал китайский; через несколько дней обнаружилось, что Китай – мировой лидер по выбросу углекислого газа в окружающую среду. Теперь выясняется, что Китай занял первое место в мире по потреблению энергии. Поразительный факт – если вспомнить, что какие-то десять лет назад энергопотребление КНР составляло всего половину того, что потребляется в США. Лучшее высказывание на тему первенства Китая во всех возможных областях я обнаружил в сатирическом журнале The Onion. Заголовок статьи гласил: "К 2020 году Китай отнимет у США титул главного мирового остолопа". Боюсь, что так оно и будет.

Впрочем, по мнению англоязычного блогера из Китая modern lei feng, есть еще одна сфера, в которой соперничество США и Китая в скором времени удивит весь остальной мир:

В Китае нужно провести Чемпионат мира по футболу. В этой стране миллионы людей обожают футбол, с религиозным рвением следят за всеми новостями; как я уже не раз говорил, в сфере футбола самые быстро растущие рынки – это Китай и США. Если ФИФА думает о будущем, ей необходимо выходить на эти рынки, и лучший способ это сделать – провести Чемпионат мира в Срединном царстве.

XS
SM
MD
LG