Ссылки для упрощенного доступа

Высокая поэзия политики


Завен Баблоян, переводчик с украинского и английского, издательство "Треант", Харьков
Завен Баблоян, переводчик с украинского и английского, издательство "Треант", Харьков
Планировалось, что эта запись будет называться "Красная жара". Но потом ситуация изменилась.

Вчера было опубликовано шокирующее интервью с Юрием Андруховичем, откровенное и горькое. В нем ведущий литератор Украины фактически отрекается от украинского проекта, выказывает готовность к эмиграции -- уже не внутренней, но самой настоящей, и говорит о том, что спасти страну могло бы только отделение Донбасса и Крыма.

В основном интервью это вызвало возмущение, у меня -- скорее эмоции сочувствия и восхищения: кто-то все же смог это сказать, выразить -- и мою тоже -- "обиду на страну". Однако, не погружаясь в обсуждение того, возможно и нужно ли отделение "Юго-Востока" и кому оно нужно, хотел бы отметить совсем другой момент, для меня -- не менее важный.

Наконец-то в области поэтико-политических высказываний по-настоящему прозвучал голос поэта. И оказался по-настоящему действенным -- столько оскорбленной любви к Украине со стороны Донбасса и Крыма я еще никогда не видел...

Нет, разумеется, украинские литераторы и раньше высказывались на тему политики, достаточно много и достаточно резко. Среди чемпионов в этом виде спорта -- тот же Андрухович, Жадан, Забужко, можно упомянуть и Бондаря, Бойченко и вечно опального Ульяненко. Но впервые, по-моему, произошел настоящий сдвиг от "реакции" к "проекту" -- истинному поэтико-политическому проекту, с этико-эстетической, а не экономически-социальной базой, идеологически суггестивному и перформативному. Оставим латынь -- я думаю, трагедия нашей страны, в частности, в том, что не только поэты -- в сущности, интеллектуалы в целом в этой области не заметны. Они комментируют, реагируют, иронизируют -- но не занимаются тем, в чем настоящими специалистами являются именно поэты -- созданием (альтернативной) реальности с помощью слов.

А пора бы, ой пора, потому что посмотрите, что без них в этой области творится.

Мы видим колоссальную девальвацию слова вообще и эстетического политического жеста в частности. Вне конкуренции здесь решение поднять для населения и коммунальных служб цену на газ на 50% -- через пару месяцев после триумфальной сдачи Севастополя, авиапрома, электроэнергетики "в обмен на дешевый русский газ". Дело тут не в предсказуемой покорности рабочей скотинки -- надо же было решиться так скоро и споро акробатически перепрыгнуть через собственные слова.

Можно подойти и с другой стороны -- посмотреть, что предпринимают отдельные личности. На одном конце спектра тут -- Анна Герман, зам. главы администрации президента и его же, президента то есть зам в качестве председателя партии регионов. Она собиралась на день рождения подарить Януковичу веточку лавра (правда, говорят, есть и ее вклад в подарок от губернаторов -- полотно Серебряковой почти за 900.000 долларов), Левочкину (главе администрации) подарила цветок эдельвейса, и заявила, что вторую неделю отпуска проведет в какой-нибудь больнице поужаснее в качестве простой медсестры. На другом -- нынешней губернатор Харьковской области Добкин, заявивший прямым текстом, что место мэра Харькова партия регионов никому не отдаст, а протест 5% населения против вырубки парка -- сигнал власти, что реагировать на него абсурдно. Согласитесь, оба деятеля выходят за рамки собственно политического жеста в область эстетики...

Можно подойти географически. Очевидно особым местом в Украине оказывается Крым, куда Янукович велит чиновникам ездить на отдых и где сам намерен провести месяц отпуска. Туда к нему прибывает Лужков, в очередной раз объявивший Крым русским (и теперь вроде ему уже никто, по крайней мере на украинской границе, не возражает), Путин, с трехколесного велоси... простите, мотоцикла перед байкерами провозглашающий славу Украине и патриарх Кирилл с орденом. Из Крыма, как следует укрепив в нем интересы россиян побогаче, будут строить фантазматический мост в Россию (а где окно в Европу рубить будем, а?). Друзья мои, это куда больше похоже на сюрреалистический этнопанк Подервьянского, чем на реальность. Эстетик интружен детектед.

Мне бы страшно хотелось, чтобы не политики, а поэты заняли область поэзополитики. Потому что свято место не бывает пусто. После переименования улицы Мазепы, который пожертвовал Киево-Печерской лавре более миллиона золотых, построил в ней церкви и запустил типографию, после планов по восстановлению резиденции патриарха Российской православной церкви в Одессе мы слышим призывы уничтожить Украинскую православную церковь и обособить Лавру, устроив в ней специальное государство для патриарха РПЦ по образцу Ватикана. Поэты! Умоляю вас, поспешите!

Партнеры: the True Story

XS
SM
MD
LG