Ссылки для упрощенного доступа

Познер, жара, кара небесная


Рязанская область, одна из сгоревших полностью деревень
Рязанская область, одна из сгоревших полностью деревень
В минувшую неделю в российских блогах активно обсуждали православие. Поводом к этому стали высказывания представителей русской православной церкви, заявивших, в частности, что нынешнюю жару не следует считать карой божьей. Рассуждает колумнист портала baltinfo.ru Михаил Кореневский:

Ввязаться в абсолютно неблагодарную дискуссию о летней жаре священнослужителей, судя по всему, заставили как внешние, так и внутренние обстоятельства. Западная пресса не без злорадства обсасывает то, что опаленная зноем и окутанная дымовой завесой Москва стала напоминать Чистилище. Кроме того, жара, упорно держащаяся в центральной части европейской территории России, все чаще порождает пересуды о "каре небесной". Глава синодального отдела по взаимоотношениям Церкви и общества протоиерей Всеволод Чаплин назвал "примитивным и упрощенным" суждения о том, что жара - это Божие наказание, поскольку "не всегда погодные явления имеют прямое отношение к воле Божией". Вряд ли есть смысл ввязываться в теократические дискуссии о том, чьих рук дело нынешняя жара. Вообще-то обычно церковники обожают поучать, что без воли Господа с головы простого смертного не упадет ни один волос. Что уж там говорить о природных и рукотворных катаклизмах!

Еще одним поводом к разговорам о роли православия в истории России стали несколько цитат из интервью журналиста Владимира Познера – он назвал принятие православия одной из величайших трагедий России. По мнению Познера, именно из-за православия Россия отстает от западноевропейских стран как политически, так и экономически. Эта точка зрения вызывала много резких откликов, однако, по мнению пользователя sharakov, в подобном отставании есть и хорошая сторона:

Если правильно подойти к высказываниям Познера, он ведь ПРАВ! Да, православная культура включает в себя уважение и любовь к труду. Но экономика, основанная на интенсификации труда ради беспредельного получения прибыли, чужда православию. Поэтому в современном мире православные страны обречены на отставание. Так этому надо только радоваться и соглашаться с Познером: в мире, основанном на культе денег, наслаждения, эгоизма, православная страна не должна быть в роли ведущей.

Наиболее частой претензией к Познеру стал его излишний, по мнению блогеров, ригоризм. Пишет пользователь axis-bruno:

Удивительно, но спор между славянофилами и западниками продолжается до сих пор. Познер, очевидно, западник. Причем, так скажем, ортодоксальный. Оппонируют ему те, кому ближе славянофильские взгляды. Мое личное мнение заключается в том, что любая ортодоксальность сегодня является синонимом твердолобости. Мудрый человек отличается от умного тем, что знает, что в нашем мире возможно все. Конечно, можно воспринимать путь российской цивилизации как череду исторических ошибок и трагедий, но с тем же успехом можно видеть в нем и особый путь.

***

Интернет и его влияние на повседневность – вечная тема блогерских дискуссий. В англоязычной блогосфере давнее обсуждение проблемы интернет-зависимости неожиданным образом подхлестнула публикация Грега Беато на сайте журнала Reason. Не скупясь на курьезные примеры (например, он рассказывает о том, что один из членов городского совета Пловдива был уволен с работы за то, что во время обсуждения бюджета продолжал играть в Farmville), Беато пытается представить себе, что будет, если к этим примерам прислушается Американская психиатрическая ассоциация и добавит излишнее пристрастие к интернету в "Руководство по диагностике и статистике психических расстройств", на основании которого психиатры выставляют свои диагнозы. Прогноз Беато страшен:

Медицинские страховка будут предусматривать как минимум частичное возмещение расходов по лечению зависимости. Страдающие интернет-зависимостью получат льготы, поскольку их болезнь препятствует осуществлению одной или более жизненно важных функций. В уголовных делах адвокаты начнут ссылаться на интернет-привычки своих клиентов как на аргумент в пользу их ограниченной дееспособности. Система здравоохранения окажется на грани банкротства, когда миллионам людей вздумается воспользоваться страховкой, чтобы навсегда отказаться от своего пагубного пристрастия к Твиттеру. Сотрудники, увлеченные разглядыванием порнографии в рабочее время, будут защищены от увольнения. Пристрастие к убийству эльфов в кибер-пространстве будет освобождать от ответственности за убийство реальных людей в реальной жизни. Быть может, еще не поздно вернуться к старому доброму телевизору?

Использование Твиттера – пусть даже и не ставшее еще официально признанной болезнью – дает пищу для самых неожиданных дебатов. О стратегии добавления друзей рассуждает на блог-портале Gizmodo Джоэл Джонсон:

Едва ли не лучшая черта Твиттера состоит в том, что когда населишь его реальными друзьями и людьми, с которыми ты хотел бы дружить, он превращается в вечную вечеринку, на которую можно заглянуть в любой момент. Несмотря на то, что добавить совершенно незнакомого человека можно одним кликом, большинство пользователей строго следит, как бы дурацкие твиты не засорили чистоту ленты. Это можно понять! Но не стоит сбрасывать со счетов и радость неожиданных открытий, которые приносит чтение незнакомых пользователей.

Странное желание Джонсона следить за жизнью неизвестных людей обосновывает на платформе ScienceBlogs Джона Лерер:

Польза здесь даже не в удовольствии от электронного подслушивания. Дело в том, что постоянное чтение неожиданных твитов (которые могут казаться неверными, странными или даже глупыми) расширяет наш творческий потенциал. Ведь жизнь сама собой устраивается так, что авторы наших любимых блогов, наши любимые писатели и наши друзья мыслят примерно одинаково и примерно так же, как и мы сами. Слов нет, такая жизнь удобна – незнакомцы часто говорят странные и совсем незнакомые вещи, однако она усиливает наши собственные клише и еще далее ограничивает свободу мышления. Читать незнакомых людей в Твиттере – один из путей к достижению более открытого взгляда на мир.

XS
SM
MD
LG