Ссылки для упрощенного доступа

Слепой мультиинструменталист, акробат и факир джаза из Коламбуса, Рахсаан Роланд Кёрк


ДС:- В августе невероятный урожай пианистов! Оскар Питерсон, Каунт Бейси, Билл Эванс, Джимми Роулес, Адам Макович, Элис Колтрейн, Дюк Пирсон, Кенни Дрю, Джордж Ширинг и Джак ДеДжонет, который, не только ударник, но и пианист…
Где бы вы ни были и чем бы не занимались, добро пожаловать на частоты «Свободы» и на наш сайт svobodanews.ru. У микрофона Дмитрий Савицкий. Начну я сегодня однако, не с клавиш, а с reeds, с язычковых, а так же с сирен, свистков и голосовых связок. Кое-кто из вас уже догадался, кто у нас на подходе. Вот он, в полной и зрелой красе великого импровизатора, мультиинструменталиста, хохмача и блюзмена:

Roland Kirk - A Quote From Clifford Brown

ДС: - «A Quote From Clifford Brown», «Цитата из Клифорда Брауна», трубача Брауна, пьеска Рахсаана Роланда Кёрка. Кёрк – флейта и вскрики; Хорэс Парлэн – рояль; Майкл Флеминг – контрабас и Уолтер Пёркинс – ударные и перкашн. Сентябрь 64 года, студия звукозаписи «Ноула», Нью-Йорк.
Лучше всех, на мой взгляд, о Рахсаане Роланде Кёрке написал историк джаза Скот Яноу:
«Наверное, самый потрясающий саксофонист-солист за всю историю джаза, Кёрк был постмодернистом до того как был придуман этот термин. Кёрк играл на самой истории джаза, на всей её непрерывности, как на инструменте. Он не сомневался в своем праве соединять и смешивать самые различные ингредиенты из истории музыки и этот коктейль у него всегда получался натуральным, даже неизбежным. Когда заходит разговор о Кёрке, неизменно внимание концентрируется на его эксцентричности - он играл одновременно на нескольких инструментах, он сам изобретал и собирал духовые инструменты, он паясничал на сцене. Но на самом деле он был невероятно, беспредельно талантлив. Не стоит сомневаться в том, что он обладал самой всеобъемлющей техникой игры из всех саксофонистов-импровизаторов, техникой, которая включала в себя все стили джаза: от дикси до фри. И вряд ли сыщется еще один джазмен с такой спонтанной изобретательностью….»
Рахсаан Роланд Кёрк родился 6 августа 1936 года в Коламбусе, штат Огайо. Его настоящее имя, а не артистический псевдоним, Рональд Теодор Кёрк.

Rahsaan Roland Kirk - Jitterbug Waltz

ДС: - «Jitterbug Waltz», «Вальс-Джитербаг», Фэтса Уоллера; как всегда трудно сказать, на чем играет Рахсаан… На флейте, на стритче, на манзелло? на переделанной трубе? Он приделал к классической трубе мундштук от саксофона… Я склонен думать, что это стритч, речь о котором чуть позже, а второй инструмент, которым он оттеняет стритч – это тенор-сакс. Рон Бёртон играл на фортепьяно; Хенри Пирсон – на контрабасе; Роберт Шай – на ударных; Джо Хабао – перкашн и Тод Баркэн – синтезатор. «Keystone Korner», Сан-Франциско, 9 июня 73 года.

Фирма «Columbia/Legacy» выпускает ограниченным тиражом в две тысячи экземпляров почти десятикилограммовый кофр дисков Майлза Дейвиса «The Genius Of Miles Davis», «Гений Майлза Дейвиса». В коллекцию так же входит копия футляра трубы Майлза, копия его мундштука, ранее неизвестная литография Дейвиса и майка с его портретом. Цена коллекции тысяча сто девяносто девять долларов. Среди записей: Майлз и Джон Колтрейн, 55-61 гг; полное собрание записей Дейвиса с Гилом Эвансом; полное собрание записей трубача на «Коламбии» 63-64 г.; полное собрание записей квинтета Дейвиса 65-68 гг.; а так же полные собрания записей «In A Silent Way Sessions», «The Complete Bitches Brew Sessions», «The Complete Jack Johnson Sessions» и «The Complete “On The Corner’ Sessions». То есть в эту уникальную коллекцию входят все треки и все варианты записей. Само собой все записи прошли через ремастеринг. Короче: мечта.
Вы слушаете еженедельное «Время Джаза» на средних или коротких или же LIVE с сайта радиостанции svobodanews.ru. У микрофона в Латинском квартале Лютеции – ваш ДС…

Rahsaan Roland Kirk - I Didn't Know What Time It Was

ДС: - «I Didn't Know What Time It Was», «Я не знал, который был час до того момента, пока не встретил тебя! Я не знал, какой был день на дворе, до того дня, когда ты взяла меня за руку. Теплая как месяц-май была рука. И теперь я могу сказать, что быть молодым, сумасшедшим и твоим - это невероятное счастье…». Популярнейшая песня-стандарт Роджерса и Харта из бродвейского мюзикла 39 года «Too Many Girls».
Рахсаан Великолепный играл и играл часто стандарты. В данном случае звучала его легендарная носовая флейта. Херби Хенкок играл на рояле; Вернон Мартин - на контрабасе и Рой Хайнс на ударных. 17 апреля 62 года, Нью-Йорк.
Скот Яноу подчеркивает невероятную способность Кёрка выстраивать сольные партии, лепить, придавать им форму, постоянно нагнетать интенсивность и, в момент, когда кажется, что уже невозможно вскарабкаться еще выше, запускать вопль в стратосферу.
Но вот для контраста та же песня-стандарт Роджерса и Харта совсем в иной интерпретации:

The Oscar Peterson Trio - I Didn't Know What Time It Was

ДС: «I Didn't Know What Time It Was» в исполнении Трио Оскара Питерсона:
Питерсон – рояль; Джордж Мрац – контрабас и Рей Прайс – ударные. 10 ноября 1970 года, Вилинген, Германия.

Когда-то я жил практически напротив летнего сада «Эрмитаж». Это было и в раннем детстве (в Каретном переулке) и в середине 70-х (в Лиховом). С тех пор район радикально изменился, а сад-Эрмитаж стал московской игровой джазовой площадкой. Вот кто, по сообщению портала Джаз.ру, будет выступать на 13 международном фестивале «Джаз в саду Эрмитаж»:
Всего в фестивале «примут участие 12 российских и зарубежных ансамблей, в том числе звёзды джаза из США — трубач Джереми Пелт и барабанщик Дональд Эдвардс, которые выступят в составе квартета замечательного российского пианиста Якова Окуня. Известный нью-йоркский саксофонист Грег Тарди сыграет вместе с российским трио барабанщика Евгения Рябого. Со своим искусством познакомит московскую публику американская певица Шарон Кларк. Из Польши приедет трио одного из ведущих саксофонистов этой страны Адама Вендта. Австрию будет представлять ансамбль знаменитого саксофониста Ульриха Дрекслера. Сильным будет и представительство российских джазменов: со своими новыми программами познакомят зрителей «Джаз-Бас Театр» бас-гитариста Алекса Ростоцкого, ансамбль Sky Music саксофониста Олега Киреева и «Ничей Квартет» из Санкт-Петербурга. В фестивале также примут участие восходящая звезда джазового вокала из Москвы Алина Ростоцкая, «Тромбон-Шоу» Макса Пиганова и другие.» КЦ. Более подробную информацию вы найдете на сайте «Полный джаз» или же на том же «Джаз.ру»
Вы слушаете «Время Джаза» на разновеликих частотах «Свободы»; LIVE или в подкасте с нашего сайта svobodanews.ru. У микрофона ваш – ДС.

Rahsaan Roland Kirk - From Bechet, Byas and Fats

ДС: «From Bechet, Byas and Fats», «Из Беше, Байеса и Фатса». Пьеска Роланда Кёрка. Кёрк – манзелло и тенор; Джаки Байрд – рояль; Ричард Дейвис – контрабас и Элвин Джонс – ударные. 13 января 65 года студия Руди ван Гельдера, Инглвуд, Нью-Джерси.
В этой композиции Кёрк посылает поклон своим любимым джазменам: Сиднею Беше, Дону Байесу и Фатсу Уоллеру. Рахсаан удивительно воспроизводит Байеса на теноре, его хроматические аккордные арпеджио, его рычание и лающий звук.
Сам Кёрк писал, что в этой пьесе он играл так, как играл бы Сидней Беше на манзелло. Фортепьяно и контрабас импровизировали в духе Фатса Уоллера, а на теноре, как я уже сказал, он играл, вдохновленный Доном Байесом.

Rahsaan Roland Kirk - Now Please Don't You Cry, Beautiful Edith

ДС: - «Now Please Don't You Cry, Beautiful Edith», «А теперь перестань плакать, прекрасная Эдит» - печальная пьеска Кёрка, который, скорее всего, играл на стритче. Лонни Листон Смис – рояль; Рональд Бойкинс – контрабас и Грейди Тейт – ударные. Ван Гельдер записал эту вторую часть двойного диска Кёрка в апреле 67 года. Двойной диск вышел на одном Си-Ди под названием «Rip, Rig and Panic» и «Now Please Don't You Cry, Beautiful Edith». «Rip, Rig and Panic» - это «Рви, вооружайся и паникуй» - вариантов перевода, тьма.

Два слова о манзелло и стритче для тех, кто не знаком с творчеством Кёрка. Кёрк ослеп в два года – виной тому медицинская ошибка. В девять лет он начал играть на горне и на трубе в школе для слепых. В двенадцать лет он вошел в состав школьного оркестра. В это же время он изменил свое имя Рональд на Роланд, а позже ему приснилось, что он должен взять еще одно имя «Рахсаан» и начать играть одновременно на нескольких духовых инструментах. Ему было пятнадцать, когда он обнаружил в подвале музыкального магазина подержанные и никому не известные инструменты: манзелло и стритч. Манзелло был вариантом сакселло, разновидностью слегка изогнутого си-бемольного сопрано-сакса. Стритч был модифицированным ми-бемольным альтом. Кёрк уже играл одновременно на трех саксофонах. Иногда он был похож на водопроводчика: на шее у него висели три-четыре дудки, соединенные вместе изоляционной лентой.
Рахсаан играл на теноре левой рукой и, одновременно, правой на манзелло, при этом жужа или подвывая на стритче. Он освоил круговое дыхания, то есть продолжал играть, дыша через инструменты. Позже на его ожерелье на шее к связке духовых присоединились разнокалиберные свистки. Иногда он играл и на пикколо, и на гармошке. Он изобрел так же «трампофон» - трубу с мундштуком от саксофона и «слайдсофон» - небольшой тромбон так же с саксофонным мундштуком. Когда в 75 году Кёрка свалил инсульт, он все же поднялся на ноги. Начиная с 76 года и до второго инсульта, он играл одной, непарализованной, рукой. Всего Кёрк играл на 45 инструментах, включая валторну, кларнет, носовую флейту, флексафон и так далее. Он так же во время студийных записи бил стекла или же приносил бытовые предметы, из которых можно было извлечь звук.
Финишная прямая «Времени Джаза», средние и короткие «Свободы» или же наш сайт svobodanews.ru. У микрофона – ваш ДС.
Я оставил на десерт две самые знаменитые пьески Кёрка. Вот первая. Сочинил ее не он, а французский композитор Луи Феррари, слова же (они существуют) написал Жак Плант:

Rahsaan Roland Kirk – Domino

ДС: «Domino», французский вальсик 50х годов, прославленный Люсьен Делиль. Незабываемая интерпретация Роланда Кёрка, носовая флейта и манзелло. Эндрю Хилл – рояль; Вернон Мартин – контрабас и Хенри Данкэн – ударные. 6 сентября 62 года, Чикаго.
Кёрк предпочитал руководить собственными комбо, но он все же провел четыре месяца в оркестре Чарли Мингуса. Нетрудно найти нечто общее между блюзовыми накатами, взрывоопасностью оркестров Мингуса и Кёрка, как и нетрудно найти параллель в социальной активности обоих джазменов, выступавших за права черных и против сегрегации. Вот «Черный и сумасшедший блюз», начинающийся в лучших традициях новоорлеанских похоронных оркестров:

Roland Kirk - The Black and Crazy Blues

ДС: - Отрывок из «The Black and Crazy Blues». С Кёрком играли: Рон Бёртон – рояль; Стив Новосел – контрабас и Джимми Хопс – ударные. Ноябрь 67 года, Нью-Йорк.
То был отрывок, потому что под занавес я хочу предложить вам вторую коронную пьеску Рахсаана: «Серенаду Кукушке», ту самую, на запись которой он привез часы с кукушкой:

Roland Kirk - Serenade to a Cuckoo

ДС: «Serenade to a Cuckoo». Кёрк – всё, что гудит…. Хорэс Парлэн – рояль; Майкл Флеминг – контрабас и Уолтер Пёркинс – ударные и перкашн. Сентябрь 64 года, Нью-Йорк.
На этом наше время истекло. Я буду вновь на ваших частотах – через неделю. Подкаст вы найдете на сайте svobodanews.ru. Всех вам благ, чао, бай-бай!

Материалы по теме

Партнеры: the True Story

XS
SM
MD
LG