Ссылки для упрощенного доступа

"Дело Маркелова" движется к суду


Никита Тихонов, по версии следствия, убил адвоката Маркелова и журналистку Бабурову за их антифашистские убеждения.
Никита Тихонов, по версии следствия, убил адвоката Маркелова и журналистку Бабурову за их антифашистские убеждения.
Предварительное расследование дела об убийстве в январе 2009 года адвоката Станислава Маркелова и журналистки Анастасии Бабуровой завершено. По версии следствия, в двойном убийстве виновны Никита Тихонов (в прокуратуре его причисляют к националистам) и его гражданская жена Евгения Хасис.

Считается, что Хасис следила за Станиславом Маркеловым, а Тихонов стрелял. Они были задержаны в ноябре прошлого года и с тех пор содержатся в следственном изоляторе. Их адвокаты скупы на комментарии из-за подписки о неразглашении данных предварительного следствия.

– У меня есть определенные претензии к следствию. В частности, эти претензии касаются факта задержания моей подзащитной, факта избрания в отношении нее меры пресечения в виде ареста. Факт известен: несмотря на ее ходатайство о моем вызове, Евгении Хасис был предоставлен совершенно другой адвокат. Вот это мы расцениваем как нарушение прав обвиняемой на защиту, – говорит адвокат Евгении Хасис Александр Васильев.

В конце июля Следственный комитет при прокуратуре России снял с Евгении Хасис обвинение в соучастии в убийстве журналистки Анастасии Бабуровой. Согласно новому обвинению, Хасис считается соучастницей убийства только Станислава Маркелова. Впрочем, она своей вины не признает.

Обвинение Никите Тихонову было переквалифицировано еще в феврале на "Убийство, совершенное по мотивам политической, идеологической, расовой, национальной или религиозной ненависти или вражды". Таким образом, следствие подтвердило неофициальную версию о том, что праворадикально настроенный Тихонов убил Маркелова и Бабурову за их антифашистские убеждения, а не просто из-за личной неприязни, как утверждалось ранее.

Впрочем, у многих людей, знавших Станислава Маркелова, версия, которую избрало следствие, вызывает вопросы.

– У следствия должно было быть множество версий – и они действительно отрабатывались с множеством лиц, которых допрашивали следователи. Но националистическая версия стала главенствующей с первых же дней расследования. Это настораживало, потому что для расследования эта версия самая легкая: очень много так называемых "отмороженных нацистов", для которых Маркелов как крупный общественный деятель был главным врагом, – объясняет причину своей обеспокоенности член правозащитного центра "Мемориал" Ольга Трусевич.

Имя Маркелова в последние дни его жизни упоминалось в основном в связи с делом бывшего полковника российской армии Юрия Буданова, который в 2003 году похитил и убил чеченскую девушку Эльзу Кунгаеву. Маркелов же представлял интересы семьи Кунгаевых. Когда стало известно, что Буданова выпускают на свободу досрочно, именно Станислав Маркелов попытался воспрепятствовать освобождению бывшего полковника, направив жалобу в суд. Тем не менее Буданова освободили. Потому-то 19 января 2009 года Маркелов собрал пресс-конференцию, на которой рассказал журналистам о том, что намерен предпринять в этой связи. По дороге с этой пресс-конференции адвоката застрелили. Убийца стрелял в голову с близкого расстояния. В этот момент рядом со Станиславом Маркеловым была стажер "Новой газеты" Анастасия Бабурова, она попыталась удержать нападавшего и получила ранение в голову. После нескольких часов в реанимации врачи констатировали её смерть. Маркелову было 34 года, Бабуровой – 25.

Убийство назвали политическим, обвинив российские власти в неспособности предотвращать покушения на адвокатов, журналистов, политических деятелей. В России и раньше случались убийства членов адвокатской корпорации, но во всех известных случаях это, как правило, были люди, связанные либо с сомнительным бизнесом, либо с криминалом. Станислав Маркелов ни в одну из этих категорий не попадал. Коллеги отзывались о нем, как о принципиальном, сильном и жестком адвокате, подчеркивая, что он всегда действовал в рамках закона.

По мнению члена правления правозащитного общества "Мемориал" Александра Черкасова, фактически все дела, которые вел адвокат Станислав Маркелов, могли стать поводом для его убийства:

– Опасность могла угрожать со всех сторон. Маркелов действительно занимался делом полковника Буданова. И многие сразу же связали его убийство с этим делом. Обсуждалась и версия, связанная с властями Чечни. Потому что Маркелов вел дела противников нынешних чеченских властей, например, Магомедсалиха Масаева. Были версии, связанные с подмосковными сюжетами вроде Химкинского – ведь защищал же Маркелов по делу о клевете журналиста из Химок Бекетова. Можно вспомнить и другие дела Маркелова. Например, конфликты трудящихся с нанимателями, начиная с Выборгского целлюлозно-бумажного комбината до конфликта контролеров подмосковных электричек с руководством московского отделения "Российских железных дорог"… Все случаи – опасные, – говорит Александр Черкасов.

Впрочем, следствие предпочло остановиться на версии, связанной с деятельностью националистов. Нынешний обвиняемый в убийстве Станислава Маркелова Никита Тихонов подозревался в убийстве в 2006 году антифашиста Александра Рюхина, а Маркелов представлял в том деле интересы потерпевших и добился обвинительного приговора для трех участников преступления. После этого фамилия адвоката появилась в "черном списке" одного из фашистских сайтов.

Многие обстоятельства убийства Станислава Маркелова могут стать известны в ходе судебного разбирательства. Но оно, вероятно, начнется не раньше зимы. Для ознакомления с материалами дела (порядка 30 томов) обвиняемым, по словам их адвокатов, может понадобиться три месяца, после чего дело передадут в прокуратуру для утверждения обвинительного заключения и только потом – в суд.
XS
SM
MD
LG