Ссылки для упрощенного доступа

Российская нефедерация


Рамзан Кадыров объявил о том, что президент в России должен быть один, так что он отказывается от титула президента Чечни. Остальные правители северо-кавказских территорий изъявили желание последовать примеру чеченского лидера. Северной Осетии спешить не надо: там еще пару лет назад дальновидно переименовали своего президента в главу республики

В предложении Кадырова можно усмотреть очередной акт внешней лояльности вассала своим повелителям. Возможно, поводом для восточной любезности стал барский гнев Дмитрия Медведева, выразившего полпреду Александру Хлопонину и властям Дагестана недовольство коррупцией на Северном Кавказе и отсутствием реальных инвестиций. Не лучше дела Кабардино-Балкарии или Ингушетии с их на 90 процентов дотационными бюджетами, примитивной экономикой и продолжающейся партизанской войной.

Но ведь и Чечне, кроме хрупкого мира, нечем похвастать, кроме освоения регулярно поступающих из федерального бюджета многомиллиардных дотаций. В том, как этот денежный поток расходится по рукам, федеральная власть и при желании разобраться не сможет: режим в Чечне носит абсолютно закрытый характер. Можно лишь полюбоваться дворцами местной знати или кортежем джипов вождя чеченского народа. Разговоры об откатах за получение средств на восстановительные работы идут шепотом: любой говорун может завтра исчезнуть без следа.

Ныне Чечня фактически получает дань. Ее формальный покоритель платит якобы покоренному своему наместнику за акты внешней лояльности и уничтожение местных инсургентов своими силами. Это и плата за мир, и плата за войну с герильей, которую куда эффективней российской армии ведет гвардия "имама" Рамзана.

Сейчас Кадыров публично потрафил Москве, что не изменит фактического положения Чечни в России. Президент в России будет один. Остальные дружно переименуются. Но будет и один "имам" (глава Чечни), фактически неподвластный Конституции России, которому не только дано править в Грозном, но еще и казнить да миловать чеченцев по всему миру.

Чем-то это похоже на положение паши Египта в начале XIX века. Формально провинция числилась в составе Османской империи, реально же египетские хедивы самовластно управляли этой территорией, существенно влияя, в том числе и силой своей армии, на ход дел в метрополии.

Ныне Рамзана Кадырова поддержали федеральные чиновники "Единой России": мобилизовать региональных депутатов на новую кампанию угодничества куда легче, чем, например, пожарно исправить ошибки Лесного кодекса. Но по сути "инициатива Кадырова" в чем-то позитивна. Она ведет к прояснению реального положения дел в России. Будет куда лучше видна суть нынешней системы отношений центра и регионов.

Мы можем считать исключением добившуюся де-факто особых конфедеративных отношений с центром Чечню во главе с ее ныне правящим "имамом". На другой орбите - сохраняющие пока реальные федеративные отношения с центром Татария и Башкирия, чуть ближе – Якутия. Этим теперь и исчерпывается несимметричная конструкция российского государства.

Главам других регионов титулы президентов – точно не по чину. Даже республики, не говоря уж про обычные области России, стремительно теряют реальный статус субъектов федерации, превращаясь, как и обещал когда-то Жириновский, в подчиненные "вертикали" простые губернии унитарного государства.

Другое дело, что унитаризм этот постсоветский, неэффективный, ленивый и вороватый, не имеющий систем обратной связи и механизмов мобилизации даже в критической ситуации. Как показало огненное лето 2010 года, даже сигналы пожарной тревоги до соправителей в Кремль и Белый дом вовремя не доходят, потому-то Россия этим летом так погорела.

В принципе, было бы верно окончательно вывести на всеобщее обозрение процесс дефедерализации, изменив и название страны: ее официальное наименование "Российская федерация" устарело и не соответствует реальности, которую создал путинский режим.

Когда-то авторитарные правители были откровенней. Упразднив в 1933 году федерацию земель, "партия власти" Германии назвала ее единым рейхом, империей. И ни в стране, ни в мире не оставалось иллюзий насчет ее планов. Такова была брутальная мода того времени.

Но ныне, в эпоху пиара и демократических декораций, создав неэффективную "вертикаль управления", уничтожив и зачатки федерализма, и первые плоды работы местного самоуправления, режиму Путина приходится сохранять на России прежнюю вывеску "федерации". На дворе не 30-е годы, и автократом сейчас быть не модно: автор нынешних декорационных проектов власти Владислав Сурков обеспечивает желающим обманываться миф о сохранении "демократии" в "федеративной" России, проводя регулярные шоу под названием "выборы".
XS
SM
MD
LG