Ссылки для упрощенного доступа

Анатолий Лебедько – о стратегии белорусской оппозиции


Анатолий Лебедько – один из лидеров белорусской оппозиции
Анатолий Лебедько – один из лидеров белорусской оппозиции
Белорусская оппозиция проводит 16 августа в Минске и других городах республики акцию, цель которой – добиться расследования исчезновений и предполагаемых убийств политических противников Александра Лукашенко. Такого рода не слишком многочисленные акции проводятся в Белоруссии ежемесячно – на улицах и площадях выстраиваются "цепочки неравнодушных". На сей раз акция протеста совпала с демонстрацией по российскому телеканалу НТВ третьей части документального фильма "Крестный батька" - о злоупотреблениях властью, совершенных Александром Лукашенко. О стратегии белорусской оппозиции в интервью Радио Свобода рассказал лидер Объединенной гражданской партии Анатолий Лебедько:

– Стало уже традицией, что 16-го числа каждого месяца в Минске и других городах страны люди выходят на улицу, образуя "цепи неравнодушных". В руках у них – портреты похищенных и убитых оппонентов белорусского режима. Требование одно – знать правду. Сейчас добавилось еще одно требование – проведение международного расследования громких дел о похищениях в Белоруссии. Мы направили соответствующее обращение в Совет безопасности, сейчас готовится предложение об организации слушаний в Европейском парламенте.

– Напомните, пожалуйста, о каких громких делах идет речь.

– В Белоруссии четыре таких дела. Два из них связаны с членами Объединенной гражданской партии, моими коллегами и друзьями. Виктор Гончар был вице-премьером правительства, одним из руководителей Верховного Совета 13-го созыва, который Лукашенко разогнал, главой Центральной избирательной комиссии. Юрий Захаренко – в прошлом министр внутренних дел, генерал – был очень популярен среди сотрудников силовых структур. И один, и другой были наиболее вероятными претендентами на то, чтобы бросить вызов Лукашенко на президентских выборах в 2000 году. Ни тот, ни другой не дожили. Были похищены. Есть масса документов, а не каких-то домыслов оппозиции, есть свидетели, которые указывают на то, что в Белоруссии был создан так называемый "эскадрон смерти", который возглавлял Павлюченко. Он и организовывал эти похищения и убийства.

Еще два дела связаны с тележурналистом Дмитрием Завадским и бизнесменом Анатолием Красовским, другом Гончара. К этим делам можно добавить трагическую, непонятную смерть еще одного лидера оппозиции Геннадия Карпенко, который умер совершенно неожиданно, в полном расцвете сил и также рассматривался как один из возможных участников президентской кампании.

– У российской оппозиции есть "Стратегия-31", они выходят на площади 31-го числа каждого месяца. У вас "Стратегия- 16". С чем связан выбор этого дня?

– 16 сентября были похищены Виктор Гончар и Анатолий Красовский. Поэтому этот день и был выбран как день солидарности с родными и близкими похищенных и убитых. Для нас смысл этих акций не только в том, что мы добиваемся, чтобы исполнители, заказчики и организаторы этих преступлений предстали перед судом. Мы еще боремся за то, чтобы в Белоруссии больше не убивали политиков. Если бы мы этого не делали на протяжении долгих-долгих лет, то, я вас уверяю, что этими именами список исчезнувших не был бы исчерпан. "Цепью неравнодушных" людей, которые выходят на улицы в разные дни, но обязательно 16-го числа, мы остановили конвейер смерти. Иначе можно было бы ожидать, что и Александр Козулин, который во время последней президентской кампании получил 5 лет тюрьмы, мог бы тоже попасть в руки "эскадрона смерти". Так что, по нашему мнению, мы уже добились успеха. Этими акциями мы добиваемся, чтобы ничего не произошло с участниками президентской кампании, которая состоится в Белоруссии, скорее всего, в конце этого года.

– Насколько многочисленны эти "цепи неравнодушных"?


– От нескольких десятков до нескольких сотен. Хотя были времена, что до одной-двух тысяч человек выходили на акцию. Самое главное, что люди выходят. Конечно, участников акций жестоко разгоняют, судят, заключают в тюрьмы, подвергают огромным штрафам. Но, тем не менее, зная, что их может ожидать, люди все равно выходят, потому что понимают свою ответственность за происходящее. В колокол могут звонить несколько человек, главное, чтобы это расходилось по всей стране. Я знаю, что информации недостаточно. Почему фильм "Крестный батька", показанный на телеканале НТВ, стал таким популярным? Около 31 процента опрошенных, согласно данным социологической службы "Гэллап", его просмотрели. Это при том, что он не транслировался напрямую в Белоруссии. Это значит, что смотрели только те, кто обладает спутниковой тарелкой, или скачивали через Интернет. В первых двух сериях очень много времени было посвящено теме похищений и убийств политических оппонентов режима.

– Что вы вообще думаете об этих фильмах? Вы рассматриваете их как пропагандистскую войну российского руководства против Александра Лукашенко, развязанную не потому, что он такой недемократический лидер, а просто потому, что он не хочет слушаться Москву?

– У каждого свои цели и задачи. Какие-то цели и задачи, безусловно, ставит Кремль. Но реализация на практике нам симпатична, потому что прорывает информационную блокаду и несет людям правду. Для меня ничего нового в этих фильмах нет. Но для многих людей эти фильмы стали просто шоком. Ясно, что цикл фильмов "Крестный батька" в значительной степени ориентирован на российскую публику, потому что политическое руководство России долго создавало другой образ Александра Лукашенко – идеологического гуру, лидера реванша на постсоветском пространстве, очень сильной личности, бросившей перчатку сильным мира сего, не боящейся ни американцев, ни Европейского союза. В России создали вокруг него ореол популярности и сейчас вынуждены с ним бороться.

Но в Белоруссии "Крестный батька" тоже играет свою роль. Он, как запретный плод, притягивает людей. Наверное, он никак не будет воздействовать примерно на 15-17 процентов электората, которые являются фанатами клуба Александра Лукашенко. Но в связи с кризисом, в связи со многими проблемами, которые власть не в состоянии решить, сегодня до 50 процентов увеличилось количество людей, которые находятся между властью и оппозицией. Это люди сомневающиеся, которые хотят найти ответы на те вопросы, которые их волнуют. Фильмы попадают как раз в эту нишу. Люди, которые проявляют интерес к такого рода фильмам, по крайней мере, задумаются.
XS
SM
MD
LG