Убийство четверых израильтян на Западном берегу Иордана может осложнить готовящиеся в Вашингтоне первые с 2008 года прямые израильско-палестинских переговоры, перспективы которых многие наблюдатели и раньше оценивали весьма скептически.
1 сентября лидеры Израиля и Палестинской автономии Биньямин Нетаньяху и Махмуд Аббас встречаются с президентом США Бараком Обамой, а сами переговоры намечены на четверг. За два дня до их начала на Западном берегу Иордана были убиты четверо израильтян. Ответственность за нападение взяла на себя палестинская экстремистская группировка ХАМАС.
Погибшие израильтяне были жителями еврейского поселения Бейт-Хагай – супруги Ицхак и Талья Имас (им было примерно по 45 лет), и их соседи – 37-летняя Кохава Эвен-Хаим и 24-летний Авишай Шиндлер. Изрешеченная пулями и залитая кровью машина была найдена на дороге вблизи Хеврона – сообщается, что эту трассу используют и палестинцы, и еврейские поселенцы. По всей видимости, по израильтянам открыли огонь палестинские боевики, передвигавшиеся на автомобиле.
По сообщению израильских СМИ, у Ицхака и Тальи Имас – шестеро детей. У Кохавы Эвен-Хаим – десятилетняя дочь.
Гибель четырех израильтян вызвала крайне резкую реакцию в стране. Крупная ассоциация еврейских поселенцев объявила о намерении немедленно возобновить строительство домов в поселениях на Западном берегу Иордана. Агентства приводят заявление главы Совета поселений Нафтали Беннета: "Это жестокое нападение вновь доказало, что, несмотря на происходящее в Вашингтоне, у палестинцев нет цели создать мирное государство для себя, они стремятся уничтожить наше государство".
Подробные настроения в обществе могут очень усложнить задачу Биньямина Нетаньяху на переговорах в Вашингтоне, учитывая, что замораживание строительства еврейских поселений на Западном берегу Иордана – одно из ключевых требований палестинцев. Нетаньяху резко осудил убийство поселенцев и подчеркнул, что безопасность израильтян – главный приоритет на его переговорах с палестинцами. "Мы не позволим, чтобы убийство мирных израильтян осталось безнаказанным. Мы найдем убийц. Мы покараем тех, кто их отправил. Мы не позволим террору решать, где израильтянам жить, определять окончательную конфигурацию наших границ. Эти и другие вопросы будут решены на мирных переговорах, которые мы проводим. На этих переговорах я ясно изложу наши требования в сфере безопасности, включающие прекращение подобного террора", – сказал израильский премьер-министр.
А вот заявление представителя премьера Марка Регева: "В Израиле есть люди, которые призвали премьер-министра Нетаньяху вернуться домой. Это не является – я повторю – это не является нашим намерением. Мы хотим двигаться вперед в мирном процессе. Мы не ищем повода прервать переговоры. Но этого не должна делать и другая сторона".
Израильские силы в среду оцепили некоторые районы Западного берега Иордана и проводили рейды в окрестностях Хеврона в поисках людей, причастных к нападению.
Меры по поиску виновных принимают и официальные власти Палестинской автономии. На Западном берегу Иордана местные палестинские силы безопасности арестовали десятки членов экстремистской группировки ХАМАС, взявшей ответственность за убийство еврейских поселенцев. Глава автономии и лидер движения ФАТХ Махмуд Аббас осудил нападение, назвав его попыткой сорвать политический процесс.
Высокопоставленный представитель ФАТХ Набиль Шаат, находящийся в Вашингтоне, заявил: "В целом мы приняли политику ненасилия и мы против убийства мирных жителей где бы то ни было, палестинцев или израильтян. И я надеюсь, что это не было приурочено к переговорам, чтобы еще более осложнить нам ситуацию здесь".
Группировка ХАМАС, которая захватила власть в секторе Газа и находится в жестком противостоянии с ФАТХ и официальными властями автономии, выступает против мирных переговоров с Израилем. Однако представитель ХАМАСа Сами Абу Зухри, назвав убийство израильтян "героической операцией", заявил, что нападение не было приурочено к нынешним переговорам в Вашингтоне.
Ранее в интервью Радио Свобода эксперт по Ближнему Востоку, профессор Института востоковедения РАН Ирина Звягельская заявила, что ФАТХ заинтересован в переговорах с Израилем для укрепления своих позиций в расколотом палестинском обществе. По ее словам, в отсутствие таких переговоров происходит усиление позиции радикалов, в то время как успехи на переговорах увеличивают количество сторонников ФАТХ.
О том, чего ждут в Израиле от переговоров в Вашингтоне, и о влиянии, которое может оказать на них убийство еврейских поселенцев на Западном Берегу Иордана, рассказывает израильский журналист и политический аналитик Александр Гольд:
– И без этого нападения основная масса людей, в общем, достаточно пессимистично настроена по отношению к предстоящим переговорам. Теракт, произошедший вчера, не изменит общей ситуации, не изменит этого настроения, пожалуй, ни в худшую, ни в лучшую сторону. Официальная позиция руководства страны именно такова: мы не позволим экстремистам сорвать переговоры в Вашингтоне. Эту официальную позицию разделяют большинство израильтян, согласных с тем, что нельзя позволять террористам навязывать повестку дня. С другой стороны, Совет поселений Иудеи и Самарии уже объявил, что считает мораторий на строительство поселений законченным с 18 часов 1 сентября. Идея тут очень простая: на любые враждебные действия Израиль традиционно дает сионистский ответ, то есть ускоряет строительство поселений. Раньше вообще на месте теракта основывались новые поселения. Сейчас – нет. Но в любом случае, если действительно Совет поселений остановит мораторий на строительство поселений, то это, безусловно, осложнит положение израильской делегации на переговорах в Вашингтоне. Да и вообще может сорвать переговоры, потому что палестинцы с самого начала говорили, что не потерпят продолжения строительства поселений. Как в такой ситуации могут переговоры закончиться успехом, честно говоря, мне непонятно.
– На переговорах палестинскую сторону представляет глава Палестинской автономии Махмуд Аббас, лидер движения ФАТХ. Но палестинское общество расколота, группировка ХАМАС, взявшая ответственность за последнее нападение, контролирует сектор Газа… Каково отношение к Аббасу в этой ситуации? Как к полноценному переговорщику?
– Если палестинцы покинут переговоры, невелика потеря. Во-первых, они должны быть заинтересованы в восстановлении мира не меньше израильтян. Что касается палестинцев как партнеров по переговорам… Тот же Махмуд Аббас, который известен нам под партийной кличкой "Абу Мазен", вовсе не такой белый и пушистый, каким его многие представляют. Он действительно официально выступает против вооруженной борьбы с Израилем, но он эту опцию никогда не снимал с повестки дня. Так что к палестинцам как партнерам по переговорам отношение достаточно подозрительное, скажем так. В конце концов, мы ведем эти переговоры на протяжении уже 17 лет. За эти 17 лет, в общем, стороны изучили друг друга так, что здесь вряд ли можно ожидать чего-то нового. И, честно говоря, пессимизм и скептицизм израильской стороны вполне оправдан. Кстати, справедливости ради давайте отметим, что и палестинская сторона достаточно скептически относится к будущим переговорам, не веря в то, что Израиль способен пойти на такие уступки, которые желательны для палестинской стороны. Более того, ни по одной проблеме фактически нет согласия между сторонами. Такое впечатление, что единственный момент, по которому было согласие, – это согласие приехать в Вашингтон на нынешние переговоры, – отмечает Александр Гольд.
В США многие эксперты также высказывают сомнение в успехе нынешних израильско-палестинских переговоров. Вот что сказал профессор Колумбийского университета Закари Локман в беседе с корреспондентом Радио Свобода Владимиром Морозовым:
– Думаю, палестино-израильские переговоры не приведут к успеху по нескольким причинам. Сегодня в Израиле одно из самых правых и жестких правительств за всю историю страны. Трудно представить, что премьер-министр Нетаньяху или его партнеры по коалиции пойдут на какие-либо уступки, даже на небольшие, которых будут добиваться нынешние сравнительно умеренные лидеры палестинцев. Не способствует успеху переговоров и то, что палестинцы разобщены. Президент Аббас не представляет всех палестинцев. Его соперники – лидеры организации ХАМАС – контролируют полуторамиллионное население Газы, и ХАМАС придерживается гораздо более жесткого курса.
– Если надежда на успех переговоров так мала, то почему правительство Барака Обамы настаивало на их проведении?
– Администрация Обамы пришла к власти с твердой решимостью возобновить палестино-израильские переговоры. В первый год новый президент занял слишком жесткую позицию по отношению к правительству премьера Нетаньяху и потребовал заморозить строительство израильских поселений на Восточном берегу. США и международное сообщество считают эти поселения незаконными, но Израиль отказался прекратить их сооружение. В конце концов, после нажима и угроз, удалось достигнуть временной приостановки строительства, но Белый дом был вынужден отступить. Он потерял целый год и затем потратил много месяцев, чтобы создать условия для нынешних прямых переговоров. В этой области у американцев нет четко разработанной политики. Если переговоры закончатся неудачей, то Обама может сказать, что он сделал для их успеха все от него зависящего и что израильтяне и палестинцы занимают слишком непримиримые позиции. Администрация США может назвать успехом просто тот факт, что она смогла усадить стороны за стол переговоров, чего не удавалось несколько лет.
1 сентября лидеры Израиля и Палестинской автономии Биньямин Нетаньяху и Махмуд Аббас встречаются с президентом США Бараком Обамой, а сами переговоры намечены на четверг. За два дня до их начала на Западном берегу Иордана были убиты четверо израильтян. Ответственность за нападение взяла на себя палестинская экстремистская группировка ХАМАС.
Погибшие израильтяне были жителями еврейского поселения Бейт-Хагай – супруги Ицхак и Талья Имас (им было примерно по 45 лет), и их соседи – 37-летняя Кохава Эвен-Хаим и 24-летний Авишай Шиндлер. Изрешеченная пулями и залитая кровью машина была найдена на дороге вблизи Хеврона – сообщается, что эту трассу используют и палестинцы, и еврейские поселенцы. По всей видимости, по израильтянам открыли огонь палестинские боевики, передвигавшиеся на автомобиле.
По сообщению израильских СМИ, у Ицхака и Тальи Имас – шестеро детей. У Кохавы Эвен-Хаим – десятилетняя дочь.
Гибель четырех израильтян вызвала крайне резкую реакцию в стране. Крупная ассоциация еврейских поселенцев объявила о намерении немедленно возобновить строительство домов в поселениях на Западном берегу Иордана. Агентства приводят заявление главы Совета поселений Нафтали Беннета: "Это жестокое нападение вновь доказало, что, несмотря на происходящее в Вашингтоне, у палестинцев нет цели создать мирное государство для себя, они стремятся уничтожить наше государство".
Подробные настроения в обществе могут очень усложнить задачу Биньямина Нетаньяху на переговорах в Вашингтоне, учитывая, что замораживание строительства еврейских поселений на Западном берегу Иордана – одно из ключевых требований палестинцев. Нетаньяху резко осудил убийство поселенцев и подчеркнул, что безопасность израильтян – главный приоритет на его переговорах с палестинцами. "Мы не позволим, чтобы убийство мирных израильтян осталось безнаказанным. Мы найдем убийц. Мы покараем тех, кто их отправил. Мы не позволим террору решать, где израильтянам жить, определять окончательную конфигурацию наших границ. Эти и другие вопросы будут решены на мирных переговорах, которые мы проводим. На этих переговорах я ясно изложу наши требования в сфере безопасности, включающие прекращение подобного террора", – сказал израильский премьер-министр.
А вот заявление представителя премьера Марка Регева: "В Израиле есть люди, которые призвали премьер-министра Нетаньяху вернуться домой. Это не является – я повторю – это не является нашим намерением. Мы хотим двигаться вперед в мирном процессе. Мы не ищем повода прервать переговоры. Но этого не должна делать и другая сторона".
Израильские силы в среду оцепили некоторые районы Западного берега Иордана и проводили рейды в окрестностях Хеврона в поисках людей, причастных к нападению.
Меры по поиску виновных принимают и официальные власти Палестинской автономии. На Западном берегу Иордана местные палестинские силы безопасности арестовали десятки членов экстремистской группировки ХАМАС, взявшей ответственность за убийство еврейских поселенцев. Глава автономии и лидер движения ФАТХ Махмуд Аббас осудил нападение, назвав его попыткой сорвать политический процесс.
Высокопоставленный представитель ФАТХ Набиль Шаат, находящийся в Вашингтоне, заявил: "В целом мы приняли политику ненасилия и мы против убийства мирных жителей где бы то ни было, палестинцев или израильтян. И я надеюсь, что это не было приурочено к переговорам, чтобы еще более осложнить нам ситуацию здесь".
Группировка ХАМАС, которая захватила власть в секторе Газа и находится в жестком противостоянии с ФАТХ и официальными властями автономии, выступает против мирных переговоров с Израилем. Однако представитель ХАМАСа Сами Абу Зухри, назвав убийство израильтян "героической операцией", заявил, что нападение не было приурочено к нынешним переговорам в Вашингтоне.
Ранее в интервью Радио Свобода эксперт по Ближнему Востоку, профессор Института востоковедения РАН Ирина Звягельская заявила, что ФАТХ заинтересован в переговорах с Израилем для укрепления своих позиций в расколотом палестинском обществе. По ее словам, в отсутствие таких переговоров происходит усиление позиции радикалов, в то время как успехи на переговорах увеличивают количество сторонников ФАТХ.
О том, чего ждут в Израиле от переговоров в Вашингтоне, и о влиянии, которое может оказать на них убийство еврейских поселенцев на Западном Берегу Иордана, рассказывает израильский журналист и политический аналитик Александр Гольд:
– И без этого нападения основная масса людей, в общем, достаточно пессимистично настроена по отношению к предстоящим переговорам. Теракт, произошедший вчера, не изменит общей ситуации, не изменит этого настроения, пожалуй, ни в худшую, ни в лучшую сторону. Официальная позиция руководства страны именно такова: мы не позволим экстремистам сорвать переговоры в Вашингтоне. Эту официальную позицию разделяют большинство израильтян, согласных с тем, что нельзя позволять террористам навязывать повестку дня. С другой стороны, Совет поселений Иудеи и Самарии уже объявил, что считает мораторий на строительство поселений законченным с 18 часов 1 сентября. Идея тут очень простая: на любые враждебные действия Израиль традиционно дает сионистский ответ, то есть ускоряет строительство поселений. Раньше вообще на месте теракта основывались новые поселения. Сейчас – нет. Но в любом случае, если действительно Совет поселений остановит мораторий на строительство поселений, то это, безусловно, осложнит положение израильской делегации на переговорах в Вашингтоне. Да и вообще может сорвать переговоры, потому что палестинцы с самого начала говорили, что не потерпят продолжения строительства поселений. Как в такой ситуации могут переговоры закончиться успехом, честно говоря, мне непонятно.
– На переговорах палестинскую сторону представляет глава Палестинской автономии Махмуд Аббас, лидер движения ФАТХ. Но палестинское общество расколота, группировка ХАМАС, взявшая ответственность за последнее нападение, контролирует сектор Газа… Каково отношение к Аббасу в этой ситуации? Как к полноценному переговорщику?
– Если палестинцы покинут переговоры, невелика потеря. Во-первых, они должны быть заинтересованы в восстановлении мира не меньше израильтян. Что касается палестинцев как партнеров по переговорам… Тот же Махмуд Аббас, который известен нам под партийной кличкой "Абу Мазен", вовсе не такой белый и пушистый, каким его многие представляют. Он действительно официально выступает против вооруженной борьбы с Израилем, но он эту опцию никогда не снимал с повестки дня. Так что к палестинцам как партнерам по переговорам отношение достаточно подозрительное, скажем так. В конце концов, мы ведем эти переговоры на протяжении уже 17 лет. За эти 17 лет, в общем, стороны изучили друг друга так, что здесь вряд ли можно ожидать чего-то нового. И, честно говоря, пессимизм и скептицизм израильской стороны вполне оправдан. Кстати, справедливости ради давайте отметим, что и палестинская сторона достаточно скептически относится к будущим переговорам, не веря в то, что Израиль способен пойти на такие уступки, которые желательны для палестинской стороны. Более того, ни по одной проблеме фактически нет согласия между сторонами. Такое впечатление, что единственный момент, по которому было согласие, – это согласие приехать в Вашингтон на нынешние переговоры, – отмечает Александр Гольд.
В США многие эксперты также высказывают сомнение в успехе нынешних израильско-палестинских переговоров. Вот что сказал профессор Колумбийского университета Закари Локман в беседе с корреспондентом Радио Свобода Владимиром Морозовым:
– Думаю, палестино-израильские переговоры не приведут к успеху по нескольким причинам. Сегодня в Израиле одно из самых правых и жестких правительств за всю историю страны. Трудно представить, что премьер-министр Нетаньяху или его партнеры по коалиции пойдут на какие-либо уступки, даже на небольшие, которых будут добиваться нынешние сравнительно умеренные лидеры палестинцев. Не способствует успеху переговоров и то, что палестинцы разобщены. Президент Аббас не представляет всех палестинцев. Его соперники – лидеры организации ХАМАС – контролируют полуторамиллионное население Газы, и ХАМАС придерживается гораздо более жесткого курса.
– Если надежда на успех переговоров так мала, то почему правительство Барака Обамы настаивало на их проведении?
– Администрация Обамы пришла к власти с твердой решимостью возобновить палестино-израильские переговоры. В первый год новый президент занял слишком жесткую позицию по отношению к правительству премьера Нетаньяху и потребовал заморозить строительство израильских поселений на Восточном берегу. США и международное сообщество считают эти поселения незаконными, но Израиль отказался прекратить их сооружение. В конце концов, после нажима и угроз, удалось достигнуть временной приостановки строительства, но Белый дом был вынужден отступить. Он потерял целый год и затем потратил много месяцев, чтобы создать условия для нынешних прямых переговоров. В этой области у американцев нет четко разработанной политики. Если переговоры закончатся неудачей, то Обама может сказать, что он сделал для их успеха все от него зависящего и что израильтяне и палестинцы занимают слишком непримиримые позиции. Администрация США может назвать успехом просто тот факт, что она смогла усадить стороны за стол переговоров, чего не удавалось несколько лет.