Ссылки для упрощенного доступа

Судьба военного соглашения между Колумбией и Соединенными Штатами


Ирина Лагунина: Президент Колумбии Хуан Мануэль Сантос намерен расширить подписанный в прошлом году новый договор о военном сотрудничестве с США. Правда, пока судьба договор неясна, поскольку колумбийский суд отказал в праве американским военным иметь доступ к большему числу баз на территории страны. Представитель госдепартамента заявил, что США внесут необходимые коррективы в соглашение, чтобы удовлетворить решение суда, а президент Колумбии подчеркнул, что военное сотрудничество между странами от этого не пострадает. О характере отношений между двумя странами рассказывает Виктор Черецкий.

Виктор Черецкий: Военное сотрудничество Колумбии с Соединенными Штатами осуществляется с начала 50-ых годов прошлого столетия. В последние десять лет оно развивается в рамках так называемого "Плана Колумбия" и направлено, в частности, на борьбу с колумбийскими наркоторговцами. США являются основным рынком сбыта местного кокаина, отсюда и особый интерес Вашингтона к подобному сотрудничеству. Еще десять лет назад колумбийские преступные группировки поставляли на мировой рынок до 94% всего производимого на планете кокаина. По сути, Колумбия в 80-90-ые годы прошлого столетия постепенно превращалась в некое нарко-государство. Наркокартели, подкупая чиновников и политиков, прибирали к рукам бразды правления. Начальник Национальной полиции Колумбии генерал-майор Оскар Наранхо:

Оскар Наранхо: С конца восьмидесятых годов преступники пытались превратить Колумбию в нарко-государство. Нашему обществу была объявлена война. Сегодня мы с полной ответственностью заявляем, что в этой войне нам удалось отстоять демократию, нашу систему прав и свобод. Ведь для нас борьба с наркоторговлей – это не только задержание преступников и конфискация их товара. В нашей стране борьба с наркотиками – это дело выживания правового государства.

Виктор Черецкий: Картели расцвели в Колумбии пышным цветом, в частности, из-за непростой политической обстановки в стране. Уже более полувека действуют незаконные вооруженные формирования марксистко-ленинской ориентации под названием Революционные вооруженные силы, сокращенно ФАРК. Поначалу они боролись за "светлое коммунистическое будущее", а теперь, похоже, их больше интересуют наркотики. Один из полевых командиров ФАРК, известный под псевдонимом "команданте Эрмес":

Команданте "Эрмес": Мы, партизаны, сами не занимаемся торговлей наркотиками. Но мы требуем от производителей кокаина определенное количество денег, поскольку они располагают крупными суммами.

Виктор Черецкий: Наблюдатели в этой связи отмечают, что "Эрмес" "поскромничал". ФАРК, боевики которого именуются нарко-террористами, не только обложил "революционным налогом" картели, но и сам активно включился в наркотический промысел. Так что, по мнению наблюдателей, наркодельцы и террористы-марксисты - это сегодня единое целое. Пользуясь особым покровительством венесуэльского диктатора Чавеса, они переправляют зелье в Европу через территорию соседней Венесуэлы. Суда, идущие из этой страны, вызывают меньше подозрений у европейский служб по борьбе с наркотиками, чем следующие из Колумбии. Кроме этого сфера ФАРК - разбой, похищение людей с целью получения выкупа, рэкет и так далее. Впрочем, сегодня, во многом благодаря сотрудничеству Колумбии с США, их деятельности постепенно приходит конец – террористы понесли существенные потери и даже заговорили о мире с правительством. Генерал Оскар Наранхо:

Оскар Наранхо: Достижения нашей полиции в борьбе с преступностью – это достижения всей страны и ее правительства, которое выдвинуло доктрину "демократической безопасности". Цифры говорят сами за себя. В 2002 году в стране было убито 29 тысяч человек. Сейчас эта цифра сократилась наполовину. Число погибших еще, конечно, велико, но количество убийств постоянно снижается. В том же 2002 году в стране было совершено 3 тысячи 800 похищений людей. А за последние полгода было похищено всего 64 человека. Разница существенная. Что касается наркоторговли, то мы прекратили быть мировыми "монополистами". Производство кокаина сократилось.

Виктор Черецкий: Отмечу, что колумбийская концепция "демократической безопасности" предусматривает непреклонную борьбу с терроризмом при соблюдении прав и свобод граждан. Многие районы страны, где хозяйничали до недавнего времени наркокартели и нарко-террористы, перешли под контроль правительства, сотни членов банд-формирований, в том числе многие полевые командиры, сдались или перешли на сторону властей. Уничтожена примерно половина посевов коки – причем сделано это было вручную, поскольку применение химикатов могло нанести вред окружающей среде и населению. Освобождены сотни заложников, в том числе политические деятели. Удалось разоружить и ультраправые так называемые отряды самообороны – примерно 30 тысяч человек, которые, особо не доверяя правительственным войскам, сами пытались бороться с левыми нарко-террористами. Бывший президент Колумбии Альваро Уррибе считает, что полная ликвидация этих отрядов – одно из главных достижений колумбийской демократии:

Альваро Урибе: Страна была поделена между формированиями самообороны и нарко-террористами. Государство практически было лишено своей основной функции – защиты населения. Колумбия оказалась во власти противостоящих друг другу незаконных вооруженных формирований. Мы восстановили роль государства в деле обеспечения безопасности и правосудия в стране. Мы разоружили отряды самообороны, мы нанесли существенный урон террористам. На освобожденных территориях восстановлены демократические структуры государства. Сейчас у нас уже не существует незаконных формирований, которые сражаются с аналогичными бандами другой идеологии. Борьба с нарко-террористами стала монополией государства. Она ведется лишь законными методами.

Виктор Черецкий: Ну а последнее соглашение между Колумбией и США пока в жизнь не вступило, парламент потребовал права его утвердить, и новый президент республики - Сантос, недавно избранный на эту должность, намерен просить о его расширении, поскольку хочет поскорее покончить с преступностью в стране.

Хуан М.Сантос: Мы будем продолжать сотрудничать с Соединенными Штатами в борьбе с наркоторговлей. Ведь в Колумбии эта борьба не является только борьбой с преступностью. Это проблема национальной безопасности. Мы обязаны продолжать бороться с наркоторговлей, которая является источником насилия, принесшего много бед этой стране.

Виктор Черецкий: О каком конкретно сотрудничестве идет речь? Насколько Соединенные Штаты оказываются вовлеченными в борьбу с преступностью в Колумбии? При их участии, к примеру, были подготовлены специальные армейские подразделения по борьбе с наркотиками, которых снабдили вертолетами, поскольку наркокартели действуют в труднодоступной местности. Представитель Южного командования США Хосе Руис:

Хосе Руис: Помощь оказывалась до сих пор Колумбии в трех направлениях. Это подготовка военнослужащих, организация тылового обеспечения и помощь в области электронной разведки. Последнее соглашение в этом плане не вносит ничего нового. Единственный новый момент – это возможность использования нами колумбийских баз, которые, впрочем, будут по-прежнему контролироваться местными военными. Наша задача – совместная борьба с наркоторговлей, с нарко-терроризмом и организованной преступностью, которые представляют опасность для двух стран, и борьба с которыми является приоритетом, как для США, так и для Колумбии.

Виктор Черецкий: Между тем, новый договор, хотя пока и не вступил в силу, подвергся резкой критике со стороны венесуэльского диктатора Уго Чавеса. Он заявил, что документ направлен против него лично и его так называемого боливарианского социализма 21-го века, тоталитарной системы, частично заимствованной им на Кубе. На массовых митингах, организованных в столице Каракасе, звучали патетические речи об опасности, которую якобы представляет договор для Венесуэлы и всей Латинской Америки. Дескать, с территории Колумбии вот-вот ринутся на Венесуэлу полчища завоевателей, чтобы захватить ее богатства. В связи с этим Чавес предписывал населению Венесуэлы немедленно забыть про собственную нищету и бесправие, взять заблаговременно закупленные в России автоматы Калашникова и защитить якобы оказавшееся в опасности "социалистическое отечество" - от врагов внешних и особенно внутренних, так называемых "безродных космополитов", то есть представителей демократической оппозиции Венесуэлы. Уго Чавес изложил свои мысли участникам митинга, как подметили наблюдатели, в довольно истеричной манере:

Уго Чавес: Я призываю всех венесуэльцев и всех венесуэлок, которые любят эту страну, чтобы они приготовились защищать святую землю Венесуэлы. Ведь враги уже планируют бомбежки Каракаса, они размышляют, как уничтожить наши важнейшие объекты – нефтеперерабатывающие заводы, линии электропередач, как они будут поддерживать государственный переворот в Венесуэле. Внешних врагов поддерживают наши "безродные космополиты", у которых нет никакого достоинства. Они даже радуются, что в соседней Колумбии власть находится в руках предателей и врагов народов Латинской Америки.

Виктор Черецкий: Однако за прошедший со времени подписания соглашения год никто на Венесуэлу не обрушился и ее богатства не отнял. Да и на территории Колумбии никаких "полчищ" не появилось и, судя по всему, не появится. О количественном составе американских военнослужащих и гражданских советников, находящихся в Колумбии, говорит представитель Южного командования США Хосе Руис:

Хосе Руис: Новое соглашение не предусматривает увеличение числа американского персонала в Колумбии. В последние годы здесь находилось порядка 250 наших военных и 300 гражданских специалистов, оказывающих помощь колумбийской стороне. Никакого увеличения, повторяю, мы не предвидим.

Виктор Черецкий: Впрочем, Колумбия, как любая иная страна, сама в праве решать, с кем ей подписывать соглашения и чьих советников приглашать для решения национальных проблем. Об этом напомнил депутат колумбийского парламента от правящей Социальной партии национального единства конгрессмен Хуан Лосано:

Хуан Лосано: Мы убеждены, что наша страна имеет полное право сама распоряжаться своей судьбой и свободно заключать договоры о сотрудничестве, в том числе военном, наподобии того, что существует у нас с США уже в течение многих лет. Это только наша проблема: с кем и какие договоры заключать.

Виктор Черецкий: В Западной и Центральной Европе новые американо-колумбийские договоренности были встречены с одобрением, поскольку часть кокаина наркодельцы направляют в Старый Свет и Евросоюз лишь мечтает, чтобы кто-то положил конец действиям этих преступных банд. Бороться с наркомафией в одиночку, несмотря на все предпринятые в последние годы усилия, Колумбия не может. Это признает и командующий вооруженными силами Колумбии генерал Фреди Падилья:

Фреди Падилья де Леон: Соединенные Штаты идут нам навстречу и помогают нам. Эта помощь не навязана, мы сами о ней настоятельно просили.

Виктор Черецкий: Между тем, по мнению международных наблюдателей, дела в Колумбии могли идти значительно лучше и нарко-террористы, возможно, уже давно прекратили бы свое существование, если бы они не получали постоянную моральную и материальную поддержку из-за рубежа, точнее от того же Уго Чавеса. На территории Венесуэлы террористы проходят подготовку, получают оружие и снаряжение. Все эти факты давно известны, подтверждены десятками свидетельств и получили широкую огласку в мире. Армандо Дуран, опальный бывший министр иностранных дел Венесуэлы:

Армандо Дуран: Чавес желает поскорее решить "вопрос" с Колумбией, которая, будучи страной демократической, стоит на пути экспансии его тоталитарных идей так называемой "боливарианской социалистической революции" – от Никарагуа до Боливии.

Виктор Черецкий: Действительно, по мнению наблюдателей, Чавеса больше всего раздражает нежелание колумбийцев воспринимать его тоталитарную модель общества. Ведь у них есть собственная демократическая модель. Бывший президент Колумбии Альваро Урибе:

Альваро Урибе: Мы значительно оздоровили нашу экономику: сократили внешний долг, дефицит госбюджета. С нашей стороны, мы требуем от иностранных инвеститоров соблюдения законов страны в отношении социальной защиты граждан и окружающей среды. Задача – развивать занятость в Колумбии и бороться с нищетой.

Виктор Черецкий: План "Колумбия", предусматривающий, помимо совместной борьбы с преступностью, еще и экономическую помощь этой латиноамериканской стране, за десять лет своего существования принес значительные плоды в социально-экономической сфере. На цели развития в рамках этого плана уходит более половины средств, выделяемых Колумбии.
XS
SM
MD
LG