Ссылки для упрощенного доступа

Французы и британцы не хотят экономить


Из-за всеобщей забастовки поезда во Франции ходят очень редко
Из-за всеобщей забастовки поезда во Франции ходят очень редко
Во Франции проходит забастовка против планов правительства поднять пенсионный возраст: затронуты авиасообщение, работа общественного транспорта, банков, почты. В столице Великобритании Лондоне бастуют тысячи сотрудников столичного метрополитена, они протестуют против сокращений рабочих мест.

Забастовки по обе стороны Ла-Манша вызваны мерами бюджетной экономии, которые европейские правительства вынуждены принимать, чтобы снизить бремя огромных государственных долгов. 24-часовая забастовка во Франции совпала с началом дебатов в парламенте по реформе убыточной пенсионной системы страны. Правительство настаивает, что реформа необходима, поскольку люди стали жить дольше, а национальный долг Франции очень велик.

Комментаторы отмечают, что минимальный возраст выхода на пенсию во Франции сейчас один из самых низких в Европе – 60 лет. Для сравнения, в соседней Германии – пенсионный возраст – 65 лет, и обсуждается повышение этой планки до 67 лет. Во Франции же планы поднять минимальный пенсионный возраст до 62 лет вызвали массовые протесты. Профсоюзы заявили, что правительство нападает на одну из самых лелеемых ими сфер социальной защиты, и объявили о намерении вывести на улицы сотни тысяч людей. 24 июня в подобных маршах участвовали, по меньшей мере, 800 тысяч французов.

Власти предупредили, что в результате забастовки могут быть задержаны или отменены до четверти рейсов в парижских аэропортах. Ходят менее половины скоростных поездов TGV, ограничена работа других железнодорожных линий, метро, почт, школ. Несмотря на неудобства, многие французы поддерживают забастовщиков. Вот, например, мнение пассажиров на Северном вокзале Парижа.

– Конечно, раздражает, что приходится ехать поездом, но, учитывая все, что происходит в стране, можно отнестись к ним с сочувствием.

- Мы ждем, по меньшей мере, полчаса. Поезда нет. Мы опаздываем. Неразбериха.

Британская Би-Би-Си приводит результаты опроса во Франции, три четверти респондентов которого поддержали демонстрантов, хотя 65 процентов при этом выразили мнение, что протесты не повлияют на решение правительства.

Серьезные транспортные проблемы испытывал и Лондон. В британской столице проходит забастовка работников метрополитена. Движение в лондонской подземке, которой ежедневно пользуются миллионы пассажиров, было резко ограничено. Забастовку вызвали планы сократить 800 из 19 000 рабочих мест в лондонском метро. Новые акции протеста планируются в октябре и ноябре. Один из профсоюзов заявил, что нынешние увольнения – просто верхушка айсберга, так как британское правительство готовится к 25-процентному сокращению государственных расходов из-за рекордного бюджетного дефицита.

Многие европейские страны вынуждены идти сейчас на подобные меры бюджетной экономии под прессом государственных долгов, резко выросших во время финансового кризиса. Самый показательный пример последнего времени – Греция, где жесточайший долговой кризис вынудил правительство пойти на рекордные сокращения расходов, что вызвало массовые протесты. О том, насколько тяжела сейчас экономическая ситуация в ЕС, и о том, есть ли у европейских правительств возможность избежать социальных волнений, говорит экономический обозреватель Радио Свобода Сергей Сенинский:

– Текущая ситуация весьма проблематична для стран ЕС. Например, по прогнозам экспертов, к концу 2010 года средний уровень государственного долга к объему ВВП в странах ЕС составит примерно 80 процентов. В 16 странах еврозоны уровень госдолга достигнет 84 процентов ВВП. Много это или мало? Те самые критерии, которые установлены Лиссабонским договором и пактом о финансовой стабильности в Европе, предполагают, что уровень государственного долга страны, входящей в зону единой европейской валюты, не может превышать 60 процентов ВВП. Это некий порог, который считается относительно безопасным для обслуживания госдолга. Нынешний уровень государственных долгов превышает этот лимит почти на треть.

– Правительства европейских стран, пытаясь сократить свои долги, вводят меры бюджетной экономии. Это, как правило, приводит к социальным потрясениям, потому что эти сокращения часто касаются социальной сферы. Есть ли у правительств какие-то другие способы бюджетной экономии?

– Здесь у правительств, к сожалению, вообще не так много путей, которые они могут избрать. Что такое государственные средства? Это, прежде всего, бюджет. Из чего он складывается? Главная составляющая – это налоги. Можно попробовать повысить налоги. Но, во-первых, это вызовет точно такие же социальные потрясения, а может быть даже и большие, чем те, о которых мы говорим сейчас. Во-вторых, любое повышение налогов тормозит, в той или иной степени, экономический рост. Но в Европе экономический рост сейчас минимален, его всеми силами пытаются разогнать. Повышение налогов – не тот путь, который можно избрать в нынешней ситуации.

Можно пойти по второму пути – набирать новые долги. И по этому пути европейские страны продолжают идти. Но проблема в том, что чем больше та или иная страна набирает новых долгов, прежде всего, выпуская новые государственные облигации, тем больший процент рынок начинает запрашивать с этой страны. Таким образом, этот механизм отчасти возможен, но его возможности ограничены.

Третий вариант – сокращение расходов, чтобы более или менее сбалансировать их с текущими доходами государственного бюджета. Когда через какое-то время повысятся доходы, можно будет опять увеличить расходы, но не ранее. Это как в любой семье. Семья не может, по крайней мере, в течение длительного времени тратить больше, чем она зарабатывает. В этом смысле государственный бюджет от семейного мало чем отличается.

– Фактически у европейских правительств нет другого пути кроме, как так жестко сокращать бюджетные расходы?

– По сути – нет. Именно поэтому почти все европейские страны планируют в той или иной степени меры по сокращению государственных расходов.
XS
SM
MD
LG