Ссылки для упрощенного доступа

Революции в книгоиздании: уничтожат ли новые технологии обычные книги?


Электронные книги на Московской книжной ярмарке
Электронные книги на Московской книжной ярмарке

Дмитрий Волчек: ''Не надейтесь избавиться от книг'', - предупреждают Жан-Клод Карьер и Умберто Эко, но, не слушая интеллектуалов, бизнесмены готовятся к концу эпохи Гуттенберга. С некоторым запозданием ощущение, что электронная книга вскоре победит бумажную, утвердилось и в неповоротливом российском книгоиздательском мире: на только что завершившейся московской книжной ярмарке была открыта зона ''Книгабайт'', рекламирующая новые технологии, и появились два букридера – ''Galaxy'' для пользователей интернет-магазина ''Озон'' и ''Айчиталка'' – производства компании ''Аймобилко''. Сотрудник ''Аймобилки'' Семен Кваша посоветовал нашему корреспонденту Лиле Пальвелевой оформить подписку на их сайте и читать дешевые книги каждый день.

Семен Кваша: Можно скачивать в течение месяца по одной книге в день. Если это дисциплинированно каждый день делать, то получается 17 рублей за книгу. Это цена, которую сейчас, по-моему, никто не предлагает.

Лиля Пальвелева: Если несколько человек, объединившись, проделают такую процедуру, получится библиотека.

Семен Кваша: Это не очень законно. То есть каждый раз лицензия на скачивание книги подразумевает, что вы ее скачиваете для себя и больше никому не передаете. Это некий стандарт. Понятно, что так можно сделать. Мы никаким образом пользователей не ограничиваем, у нас нет digital rights management, каких-то страшных присадок к файлам, которые позволяют только один раз, только на одном устройстве его открыть. Уже и музыкальные провайдеры отказались от этого, а у нас этого не было никогда. Поэтому, однажды заплатив за книжку и выбрав ее по подписке, вы можете ее сколько угодно раз скачивать и перезаписывать ее на какой-то носитель у себя - она будет висеть в вашей корзине на сайте. Мы никак не ограничиваем пользователя. Есть идеология компании, которая гласит, что пользователь, в принципе, хороший, честный человек, и нужно сделать для него все, чтобы ему было удобно, приятно, а он нам за это дал денег.

Дмитрий Волчек: Теперь в Москве можно заказать один экземпляр нужной книги. Технологию print-on-demand пропагандирует магазин ''Фаланстер'', видное место под комплекс ''печати по требованию'' было отведено и на книжной ярмарке. Сотрудник компании Xerox Владислав Воробьев разъясняет:

Владислав Воробьев: Суть комплекса в том, что компания, которая решит этим заниматься и которой мы сможем все это предоставить, продать, сможет организовать очень простое взаимодействие между тремя сторонами: во-первых, типографиями, которые здесь представлены нашими печатающими машинами, которые мы тоже можем обслуживать, во-вторых, правообладателями, которые захотят продать свои книги конечному потребителю, но при этом не запускать их в большую офсетную печать (по разным причинам: либо это очень старые издания, либо, наоборот, новые издания, но с ограниченным спросом), и, третья сторона - тот, кто решит реализовывать эти книги конечному потребителю.

Лиля Пальвелева: Известно, что при офсетной печати, чем больше тираж, тем дешевле получается каждая отдельная книжка. А вы говорите, что ваша аппаратура позволяет ограниченные тиражи. При этом они не становятся более дорогими?

Владислав Воробьев: Нет. Как раз суть технологии print-on-demand, которую мы здесь представляем, в том, что можно печатать тиражи от одного экземпляра, и затраты будут практически идентичные.

Дмитрий Волчек: Итак, если человек хочет прочитать книгу, он ее покупает за 17 рублей и скачивает, а если все-таки желает поставить на полку, делает заказ и получает специально отпечатанный экземпляр. Это – лучезарное завтра, и до него надо дожить. О том, как выглядит рынок электронных изданий в России сегодня, я попросил рассказать директора ассоциации Интернет-издателей Владимира Харитонова.

Владимир Харитонов: Рынок пока небольшой. Если на Западе он исчисляется уже десятками, даже сотнями миллионов долларов, то в России пока речь идет о том, что это два, по одним оценкам, а по другим - пять миллионов долларов в год. Что, по сравнению с общим оборотом рынка, составляет доли процента. Тем не менее, рынок явно очень живой, поскольку это связано с массовыми продажами букридеров. Они постепенно дешевеют. Вот на последней книжной ярмарке было представлено устройство, которое стоит уже 6 тысяч рублей, то есть по цене довольно обычного телефона. И, кроме того, просто увеличивается предложение, увеличивается количество магазинов онлайновых, которые продают электронные книги, и постепенно увеличивается ассортимент. Хотя он, конечно, растет медленно - это одна из ключевых проблем на самом деле.

Дмитрий Волчек: А как эти онлайновые магазины работают с традиционными книгоиздателями?

Владимир Харитонов: Дело в том, что по нынешнему законодательству электронная публикация является отдельным видом использования произведения. Поэтому автор в явном виде должен давать разрешение на такое использование. Он может его давать кому угодно, это может быть его издатель бумажной книги, это может быть сам магазин, тогда это просто электронная публикация, это может какой-то агрегатор прав (их уже нет в России), который приобретает права, договаривается с авторами и передает эти права на законных основаниях в электронный магазин. А магазины, как правило, просто договариваются с издателями, которые уже приобрели электронные права у авторов.

Дмитрий Волчек: Какие в этой истории главные проблемы, какие подводные камни?

Владимир Харитонов: Первая важная проблема связана с тем, что на самом деле у издателей не так уж много приобретено прав на электронные публикации. Поскольку сама по себе электронная публикация, как отдельный вид использования, появилась в законодательстве сравнительно недавно, буквально в 2008 году (кажется, в предыдущем законе 2004 года что-то тоже было по этому поводу, но издатели тогда не сильно шевелились), соответственно, легко представить, что у издателей есть права на довольно ограниченный ассортимент, и то, чем сейчас торгуют основные электронные магазины — ''Литрес'' и ''Аймобилко'' - это не более 30 тысяч книг. В общем, не так уж много в сравнении с общим ассортиментном, который продается в бумажном виде. Вторая проблема - чисто технологическая. Пока еще мало пользователей. Со временем их станет больше. И третья проблема это то, что издатели обычно называют пиратством, то есть несанкционированное копирование. Оно действительно распространено, и не только в России, но и на Западе, в Азии, где угодно. Издатели же, естественно, привыкли к тому, что книга - это физический объект, который они продали, получили за это деньги. И этот объект невозможно никак скопировать, воспроизвести, не будучи самим издателем. В электроном же мире понятно, что любой файл может быть так или иначе скопирован. И хотя издатели пытаются прибегать, а индустрия им в этом помогает, к различным способам защиты контента от копирования, для пользователя это не очень удобно, они это не очень приветствуют, да и сами эти системы пока не вполне надежны.

Дмитрий Волчек: Вот такая возможная схема: электронные книги, в конечном счете, уничтожат бумажное книгоиздание, а платные электронные книги будут уничтожены пиратами и, в конце концов, все станет электронным и бесплатным. Возможно ли это или это утопия?

Владимир Харитонов: Это красивая страшилка, она довольно распространена, и среди издателей, и среди журналистов. На самом деле, я думаю, что бумажные книги до конца никогда не исчезнут. Во-первых, по той простой причине, что книга как объект с бумагой, клеем, нитками, переплетом и так далее, все равно будет привлекать людей, просто по той простой причине, что есть люди, которые коллекционируют книги. И коллекционировать файлы - это совсем не одно и то же, что коллекционировать бумажные книги. Во-вторых, есть просто привычка, и бумажные книги явно умрут не раньше, чем умрет то поколение, которое к ним больше привыкло, чем к книгам электронным. То есть этот процесс явно растянется на, как минимум, несколько десятилетий. К тому же вполне возможно, что останется какая-то часть литературы, которая в большей степени подходит для производства в бумажном виде, чем в электронном. Например, большие красивые альбомы, которые удобно класть на журнальный столик и показывать гостям. Понятно, что в электронном виде - пока, во всяком случае, - такого нет. Это первое. Второе — пираты, конечно, никого не убьют и никуда не вытеснят. Главный способ борьбы с пиратством для издателей - не гоняться за пиратами и, тем более, не гоняться за пользователями, как некоторые законодатели предлагают, а предлагать удобный сервис, удобный ассортимент, удобные способы оплаты - все то, к чему привык человек, который попадает в большой книжный магазин.

Дмитрий Волчек: Давайте обсудим технологию print-on-demand. Каковы ее плюсы и минусы, и станет ли она популярной в России?

Владимир Харитонов: Она в любом случае будет еще расти, потому что ее практически еще год назад не было. Насколько она будет распространена - трудно сказать. Понятно, что print-on-demand очень удобен, когда книга вышла давно из печати, стала библиографический редкостью, если ты захочешь ее купить, то ты заказываешь ее и тебе ее печатают. Но, согласитесь, что это такое нишевое потребление и небольшой рынок. Для России, может быть, был бы более актуален, поскольку у нас страна очень большая и транспортные расходы довольно велики, print-on-demand на местах. То есть книжная дистрибуция, не связанная с транспортировкой книг. Предположим, установка каких-то пунктов по print-on-demand в Магадане, в Норильске, на Камчатке, на Сахалине - куда большая часть ассортимента книжных магазинов Москвы и Петербурга просто не доходит и, по всей видимости, в ближайшие годы и не дойдет - просто их туда никто не повезет. Это было бы хорошее решение. Но здесь print-on-demand сталкивается с теми же самыми проблемами, то есть, с правами. Те, кто им занимаются, должны идти к издателям, получать у них права, в том числе, на электронные копии, и тогда уже этим пользоваться. Но я знаю, что некоторые компании уже пошли - есть компании, ориентированные на массовый рынок, есть маленькие инициативы, связанные с печатью на местах редких книжек гуманитарного профиля.

Партнеры: the True Story

XS
SM
MD
LG