Ссылки для упрощенного доступа

Новый заповедник "Утриш" в Краснодарском крае


Сергей Сенинский: Правительство России учредило новый государственный заповедник "Утриш" - на территории Краснодарского края.
Экологи утверждают, что из состава создаваемого заповедника выводятся его особо ценные участки, на которых планируется строительство физкультурно-оздоровительного комплекса управления делами президента России. Рассказывает наш корреспондент Любовь Чижова:

Любовь Чижова: Правительство России учредило новый заповедник «Утриш» в Краснодарском крае. Распоряжение, подписанное премьером Владимиром Путиным, на этой неделе опубликовано на официальном сайте кабинета министров. О том, как будет выполняться это распоряжение, и том, почему не все земли заказника Утриш вошли в состав заповедника, в эфире РС рассказал заместитель директора департамента государственной политики и регулирования в сфере охраны окружающей среды и экологической безопасности Министерства природы России Амирхан Амирханов….

Амирхан Амирханов: Распоряжение, которое вышло 2 сентября, оно устанавливается на этой территории 10 тысяч гектаров. Образуется государственный природный заповедник Утриш. Дали указание нашему министерству, другим ведомствам обеспечить особый режим охраны, а также внести акты, надлежащие для исполнения. А именно: распоряжение об образовании федерального государственного учреждения Утриш для обеспечения охраны и ведения соответствующих научно-исследовательских и прочих работ на этой территории, для долговременного сохранения комплекса. И следующий акт, который требуется, акт правительства федерального, перевод земель в земли категории особо охраняемых территорий и объектов, согласно Земельному кодексу.

Любовь Чижова: Почему не все земли заказника войдут в состав заповедника? Экологи и общественность обеспокоены тем, что под заповедник отводится лишь не большая и не самая ценная часть Утриша, на остальных территориях, не вошедших в состав заповедника, планируется строительство физкультурно-оздоровительного комплекса управления делами президента.

Амирхан Амирханов: Могу сказать, что цифры, которые ставятся, предполагаемые. Они всегда корректируются, исходя из принципиальных условий, когда мы начинаем проектно-изыскательские работы. Возникают самые разные коллизии в этом процессе, обнаруживаются вещи, о которых никто ничего не знал давным-давно. То ли захоронения, то ли проложенные коммуникации различного назначения, то выясняется, что эти земли были к кому-то прикреплены и так далее. Поэтому, как правило, эта цифра меняется, хотя мы всегда стараемся придерживаться этой установленной примерно цифре, потому что она согласовывалась местными властями. Мы никогда не вносили в правительство документы, не имеющие надлежащим образом согласования. А именно развитие населенных пунктов, какие-то планы, программы дорожного и иного строительства.
В данном случае, естественно, было бы идеально закрыть полностью от посещений, обеспечить там полную охрану. Но мы сами понимаем, что это маловероятно. Идея, когда было объявлено о необходимости образования заповедника в 94 году, жизнь поменялась, там много чего изменилось, много чего строилось. Соответственно, учитывая эти обстоятельства, проектные организации, которые привлекались, там же участвовали и зеленые, фонд охраны дикой природы. Потом возникли у них разногласия очень серьезные, требовали эти участки включить, те не включать. Взята была компромиссная линия, которую удалось выработать с органами власти всех уровней. Мы этот проект согласовывали на федеральном уровне с многими ведомствами, военными властями и так далее. Все интересы должны быть обеспечены для того, чтобы убрать конфликты. Но есть и другая сторона: если мы сейчас не примем решения, то шансов, что мы сохраним в будущем, почти маловероятны, учитывая и цену на землю, и большой строительный бум, и вообще поток в район причерноморья очень большой. Я думаю, что начнет работать заповедник, будет создана администрация и руководство, они займутся прилегающими землями, прилегающими участками, будут разбираться предметно на месте. Не исключаю, что мы будем расширять эту территорию заповедника.

Любовь Чижова: Создание нового заповедника «Утриш» на месте одноименного заказника не радует российских экологов: по их данным, из состава нового «псевдозаповедника» выведены его особо ценные территории, на которых планируют построить физкультурно-оздоровительный комплекс управления делами президента и ряд других объектов. Экологи напоминают, что Утриш – единственный в России участок сухих можжевелово-фисташковых лесов средиземноморского типа. Там особый климат, особая экосистема, близкая к сухим субтропикам. К примеру, только на Утрише есть реликтовые приморские лагуны. Защитники Утриша добивались того, чтобы заказник получил статус заповедника, надеясь уберечь его от вырубок и строительства. О том, что означает принятие нового распоряжения правительства об Утрише, говорит координатор проектов по особо охраняемым природным территориям Гринпис в России Михаил Крейндлин…

Михаил Крейндлин: Означает, что на той территории, где создан заповедник, заказник не существует. Другое дело, что пока заповедник реально не создан. Решение принято, но не создано государственное учреждение федеральное, там есть поручение о его создании в следующем году, не переданы земли. Пока это виртуальная структура, у которой нет ни границ, ничего. Но по крайней мере, когда будет создано учреждение, введено положение о заповеднике, тогда будет территория и будет понятно, та территория, которая вошла в состав заповедника, она уже будет заказник. Будет ли формально ликвидирован заказник на территории остальной, это зависит от администрации Краснодарского края.

Любовь Чижова: Как вы считаете, продолжится ли вырубка деревьев и строительство объектов, принадлежащих администрации президента?

Михаил Крейндлин: Все делается для того, чтобы оно продолжилось. Потому что из заповедника по проекту исключена территория под строительство дач и дорог к ним. Не только этой дачи, но и то, что себе отхватила администрация Краснодарского края, значительная часть побережья исключена из заповедника также. Более того, недавно стало известно, что проект по строительству дороги незаконно прошел экологическую экспертизу. Потому что экспертиза была в Краснодаре, а экспертиза должна была быть федеральной. Пока и краснодарские, и федеральные власти делают все, чтобы легализовать строительство этой резиденции. Другое дело, что пока строительство будет незаконно, потому что есть краснокнижные виды, рубить ни в коем случае нельзя. Даже есть специальный ответ Генпрокуратуры по этому поводу. Но теоретически могут и этот вопрос решить, если будет выдано опять же незаконно, но формальное разрешение Росприродназдора на вырубку краснокнижных деревьев. Все это будет ситуацией аналогичной с вырубкой самшита под строительство автодороги Адлер – Красная поляна. Поэтому сейчас общественная кампания, которая должна возродиться по Утришу. Если она возродится в том виде, в котором была, то на фоне последних событий, заявлений, исходящих от президента, я думаю, что вопрос снимется.

Любовь Чижова: Три года назад в России возникло движение «Спасем Утриш» - люди из многих российских городов устраивали акции против незаконных вырубок и строительства дорог на Утрише, писали письма президенту, в прямом смысле защищали можжевеловые леса, не давая рабочим рубить реликтовые деревья. Активисты движения и выступили с инициативной создания на Утрише заповедника, но распоряжение правительства о создании заповедника в урезанном виде их, по меньшей мере, возмущает…. Рассказывает координатор движения «Спасем Утриш» Мария Рузина….

Мария Рузина: Это очень печальная, очень нехорошая новость. Тем более, что это очень хорошо замаскированная нехорошая новость. Узнав об этом, люди стали поздравлять друг друга, радоваться, потому что прозвучало только несколько строчек: создан заповедник. И нигде не было сказано, что заповедник этот создается в том самом урезанном виде, против чего так долго боролись и общественность, и экологи, в первую очередь ученые, которые разрабатывали концепцию заповедника.

Любовь Чижова: Мария, вокруг чего весь сыр-бор? Кому вообще пришло в голову начать вырубки в заказнике Утриш?

Мария Рузина: Первоначально было совершенно неизвестно, кто начал вырубку прямо через центр лесного массива заповедника к мору. И объяснения лесного департамента Краснодарского края, объяснение, которого они держатся до сих пор, что это прорубается противопожарная дорога. Противопожарная дорога в тех местах, где более 60 лет не было серьезных пожаров, что подтверждают не только экологи, но и местные жители, бывшие представители администрации. Только потом выяснилось, что прямо в центре девственного леса планируется строительство огромного физкультурно-оздоровительного комплекса. Когда его проект стал достоянием общественности, на первом листе обнаружились подписи предполагаемого, да, наверное, точного заказчика – управление делами президента. Против этого, против строительства в реликтовом лесу, причем в самых его ценных зонах вот этого комплекса, мы сейчас и боремся. Проект заповедника, который был сейчас учрежден, об учреждении заповедника, по которому распоряжение гласит, этот проект исключает самые ценные земли из территории будущего заповедника. Соответственно весь заповедник будет испещрен дорогами, какие бы ни находили им официальные обоснования – противопожарного или иного плана – подъезд к строительству будет. И поэтому, по мнению ученых, эти чрезвычайно хрупкие реликтовые ландшафты будут необратимо нарушены.

Любовь Чижова: Что собираетесь делать вы лично и что собирается делать движение "Спасем Утришь"? Вообще, что можно сделать в этой ситуации?

Мария Рузина: Во-первых, что сейчас нужно будет – это информационная волна. Дело в том, что очень многие действительно не поняли, что случилось, и радуются, что заповедник создан. Второе: нужно, необходимо снова вставать, что называется, городами. Слишком долго мы боролись за создание настоящего заповедника и, конечно, будем биться за то, чтобы это состоялось. Очень надеюсь, что это получится. Здесь очень многое зависит от того, насколько сильным будет союз и содружество неформальных объединений, движений и организаций. Однозначно, и Гринпис, и Экологическая вахта, тем более – это наши соратники. И мы очень и очень надеемся, что здесь соратником и крепким соратником останется Всемирный фонд дикой природы. Если будем все вместе – надежда есть. И конечно, обращение к президенту. Потому что вето наложить может только он сейчас на это распоряжение. Очень надеюсь, что это будет общее, возможно отдельные от организации движения, но мы считаем, что было бы лучше, если бы вместе обратились.
Нельзя ли сейчас коротко обратиться к президенту Дмитрию Анатольевичу? Пока неофициальное обращение. Я рада, если оно будет первым и оно будет услышано наконец. Уважаемый Дмитрий Анатольевич, 35 тысяч обращений в защиту Утриша мы отправляли на ваше имя. Огромная просьба к вам, срочная просьба: у вас есть право президентского вето, наложите это вето на распоряжение о создании псевдо-заповедника. Пусть будет рассмотрен проект, пересмотрен проект и создан наконец заповедник, включающий прибрежные особо ценные земли, территории лагун, чтобы ни строек, ни дорог в реликтовом лесу не появилось. Наша надежда на вас.

Любовь Чижова: Раньше на Утрише каждый год работали детские экологические лагеря, заказник до сих пор является излюбленным местом отдыха многих россиян. В начале этого года управляющий делами президента России Владимир Кожин сообщал, что его ведомство не имеет никакого отношения к строительству на Утрише. Защитники Утриша к этим заявлениям отнеслись с недоверием...
XS
SM
MD
LG