Ссылки для упрощенного доступа

Эстрадное турне как вопрос общественного реноме


Golden Kids были некогда не просто популярны у себя на родине, они были голосом нового поколения
Golden Kids были некогда не просто популярны у себя на родине, они были голосом нового поколения
13 сентября суд в Праге разрешил спор между двумя популярными в Чехии певицами – бывшими участницами трио Golden Kids Хеленой Вондрачковой и Мартой Кубишовой, постановив отказать Вондрачковой в удовлетворении иска. Этот конфликт, лежащий, на первый взгляд, исключительно в сфере личных деловых отношений, имеет важную общественную подоплеку. Несколько дней назад с коллективным письмом в защиту Марты Кубишовой выступили десятки авторитетных в Чехии музыкантов, общественных деятелей, политиков, в том числе первый президент Чехии Вацлав Гавел.

Спор между двумя популярными в прошлом в Чехословакии и ныне в Чехии исполнительницами – Мартой Кубишовой и Хеленой Вондрачковой – тянется с прошлого года. Причиной стало неосуществленное турне трио Golden Kids – группы, в которую кроме двух упомянутых певиц входил еще и Вацлав Нецкарж. Несколько лет назад в честь сорокалетнего юбилея трио приняло решение снова собраться вместе и отправиться на гастроли, однако договор на сей счет подписан не был. Тем не менее, Вондрачкова и ее муж Мартин Михал, выступившие организаторами турне, настаивают на существовании устной договоренности и за ее нарушение требуют от Кубишовой компенсацию в размере более миллиона крон (примерно 70 тысяч долларов).

Судебное разбирательство взволновало не только поклонников всех трех поп-исполнителей, но и известных в стране политиков, музыкантов и публицистов. Обе певицы – каждая по-своему – являются символами чехословацкого коммунистического режима и сопротивления режиму. Кубишова и Вондрачкова начинали выступать на сцене практически в одно и тоже время, но их судьба сложилась по-разному. Трио Golden Kids в конце 1960-х годов пользовалось в Чехословакии и за ее пределами огромной популярностью, но просуществовало всего полтора года. В 1968 году Кубишова осудила советскую агрессию, ее песня "Молитва для Марты" воспринималась как патриотическая реакция на вторжение войск Варшавского договора в Чехословакию. Кубишовой запретили выступать, карьера певицы была приостановлена на два десятилетия. Тем не менее, она не перестала бороться против коммунистического режима, подписав "Хартию-77" и принимая участие в правозащитном движении.

Елена Вондрачкова после событий 1968 года продолжала сольную карьеру. Ее пластинки выпускали как во всех странах социалистического лагеря, так и в странах Запада. Она два раза выступала с Карелом Готтом в Карнеги-холл и получила множество музыкальных наград.

Кубишова вернулась на сцену только после "бархатной революции". Ее песня "Молитва для Марты" снова стала гимном исторических событий. На этот раз певица исполнила ее в 1989 году на Вацлавской площади перед участниками демонстрации.
И вот теперь более полусотни известных чешских деятелей, включая первого президента Чехии Вацлава Гавела, подписали открытое письмо, в котором говорится, что в данном споре "ценность денег становится важнее дружбы и обычной человеческой порядочности". В итоге суд вынес решение в пользу Марты Кубишовой, опираясь на тот факт, что официального договора о гастролях троих исполнителей подписано не было. Марта Кубишова заявила, что не чувствует себя победителем и что в этом споре не может быть ни пораженных, ни побежденных.

Среди подписантов письма в поддержку Марты Кубишовой и обозреватель РС Ефим Фиштейн, известный в Чехии публицист:

– Надо сказать, что письмо это адресовано отнюдь не суду. В противном случае это можно было бы расценить как давление на суд. Письмо было обращено именно к Хелене Вондрачковой и было глубоко личным. Оно заканчивалось призывом перейти реку Иордан – строчкой из знаменитой песни конца 60-х, когда это обращение воспринималось однозначно. Это был призыв к людям поступать в соответствии со своей совестью. Именно этот призыв был обращен к Хелене Вондрачковой. Речь шла о том, что ее стремление загнать в угол Марту Кубишову, человека крайне достойного, не пользуется поддержкой общественности. Обе они фигуры знаковые. Поэтому это важно для всего общества.

Группа деятелей культуры и политики обратилась к Вондрачковой с призывом одуматься, не разорять человека, который все те 20 лет, что она пела и была на вершине славы, сидела в темной канцелярии, строчила на машинке и перебирала бумажки. Кубишова была небогатым человеком всю жизнь. Другое дело, что суд сейчас вынес вердикт, по которому она не признана виновной ни в чем. Она не выполнила условия договора, который не был подписан никем.

– Вы сказали о том, что Кубишова и Вондрачкова – это знаковые фигуры. Это фигуры с разными знаками?

– Несомненно. О блестящей певице и, кстати, очень работоспособном и талантливом человеке Хелене Вондрачковой в обществе ходили всякого рода слухи. Этому соответствовало ее общественное положение. Она разъезжала по всему миру и пользовалась всеми благами, которые мог дать тот режим. В то время как Кубишова преследовалась этим режимом, считалась, если хотите, своеобразным женским символом сопротивления. Кстати сказать, письмо подписал и Вацлав Нецкарж – третий участник Golden Kids. В принципе, это доказывает, что чешское общество небезразлично не только к каким-то политическим делам, но и к личным взаимоотношениям, если речь идет о знаковых фигурах.

Вы прекрасно знакомы со всеми фигурантами этой истории, хорошо знаете Вондрачкову и можете оценить силу влияния общественного мнения в Чехии. Как, по-вашему, это письмо окажет влияние на позицию Вондрачковой?

– Может быть, и окажет, но в принципе здесь никто не подвергается остракизму. Певцы, связанные с прошлым режимом, постепенно, пройдя через какой-то, если хотите, моральный карантин, снова вышли на сцену. Никто не остался забыт, в том числе и Вондрачкова, как и другие, еще более знаковые фигуры, связанные с режимом. Все зависит только от их личного таланта. А в том, что Хелена Вондрачкова бесконечно талантлива, не может быть сомнений.
XS
SM
MD
LG