Ссылки для упрощенного доступа

Прокуратура ищет шпионов?


Прокуратура
Прокуратура
Несколько десятков ведущих российских некоммерческих организаций, чьи головные офисы расположены в Москве, привлекли внимание столичной прокуратуры. Общественным организациям предписано в кратчайшие сроки отчитаться о своей деятельности и предоставить финансовые документы. В прокуратуре Москвы проверки объясняют намерением изучить правоприменительную практику с учетом изменений в законодательство об НКО. Сотрудники некоммерческих организаций полагают, что таким образом власти готовятся к предвыборной гонке.

Московская Хельсинская группа, российские отделения Transparency International и Human Rights Watch, Центр развития демократии и прав человека, фонд "Общественный вердикт", Агентство социальной информации - вот далеко не полный список организаций, которым московская прокуратура предложила в срочном порядке отчитаться. Причин такой спешки никто, по словам сотрудников НКО, не объяснил ни им, ни Уполномоченному по правам человека в Москве Александру Музыкантскому, которого попросили вмешаться в ситуацию. Недоумение у многих вызывает и то обстоятельство, что проверить отчетность некоммерческих организаций решила прокуратура, а не Министерство юстиции, в ведении которого находится контроль над деятельностью НКО.

Рассказывает заместитель директора российского отделения Transparency International Иван Ниненко:

- Нет никаких предположений, почему этим сейчас занимается прокуратура. Дело прокуратуры - проверки на предмет совершения каких-то конкретных преступлений. Если у них есть подозрения, что какая-то из организаций, например, незаконно получает финансирование или каким-то образом скрывает свое имущество, то, наверное, они должны проводить проверку этой организации. Но веерная проверка, которая осуществляется сейчас, вообще не понятна. Более того, мы оказались в интересной ситуации. Российское законодательство защищает коммерческие организации от подобных действий прокуратуры: внеочередная проверка может быть проведена только в очень конкретном случае. А получается, что некоммерческие организации от произвольных проверок совершенно не защищены. Пока это не является серьезной проблемой для нас - пока к нам не пришли и не изъяли, например, текущие документы бухгалтерии, что парализовало бы работу. Но некоторые небольшие затруднения, конечно, есть...

В прокуратуре Москвы от разъяснений воздерживаются, указывая на то, что проверка проводится в целях изучения правоприменительной практики, возникшей в связи с изменениями, внесенными в последние годы в закон об НКО. И хотя здесь говорят, что "правозащитники волнуются напрасно", многие отмечают тот факт, что проверки коснулись отделений международных организаций и НКО, получающих зарубежные гранты.

Рассказывает главный редактор Агентства социальной информации (эту организацию также попросили отчитаться перед прокуратурой) Андрей Тополев:

- На мой взгляд, наиболее вероятное объяснение - это зачистка пространства в связи с приближающимися выборами, потому что других логичных объяснений нет. В СМИ сейчас в основном говорится о том, что проверки проводятся в правозащитных организациях. На самом деле это не так. Проверяются и организации, которые не имеют отношения к правозащитной деятельности: это информационные организации или организации, связанные с экономическими вопросами, в частности, там есть и Институт экономики города, и Центр фискальной политики - то есть структуры, не имеющие непосредственного отношения к правозащите. Скорее, их объединяет то, что все проверяемые имеют иностранные гранты. Не хотелось бы думать о том, что повторяется история с поиском шпионов, но такое сравнение напрашивается...

Точное количество организаций, которым прокуратура Москвы в срочном порядке предписала предоставить отчетность, не называется. Во что выльются эти проверки, сотрудники НКО сейчас могут лишь предполагать.
XS
SM
MD
LG