Ссылки для упрощенного доступа

"Наши" как угроза бизнес-репутации


Прокремлевское движение "Наши" может осложнить взаимоотношения России с западным бизнесом?
Прокремлевское движение "Наши" может осложнить взаимоотношения России с западным бизнесом?
Крупные западные компании, названные партнерами и спонсорами форума "Селигер-2010", выразили готовность пересмотреть свое участие в будущих форумах - из-за проводящихся там скандальных политических акций. А в компании Microsoft заявили, что борьба с использованием нелицензионного программного обеспечения не должна служить предлогом для преследования гражданских активистов. Эксперты считают, что подобные заявления делаются "для сохранения имиджа компаний", но большинство из них не готово уйти с российского рынка.

Газета "Нью-Йорк Таймс" подробно описала методы давления на российских гражданских активистов на примере гонений на экологическую организацию "Байкальская волна" и краснодарскую правозащитницу Анастасию Денисову. Представители правоохранительных органов начали их уголовное преследование сразу по нескольким статьям, обвиняя в использовании контрафактного программного обеспечения. Изучив статью в "Нью-Йорк Таймс", компания Microsoft приняла решение поменять свою лицензионную политику. Как заявил представитель компании Брэд Смит, новая политика будет заключаться в выдаче лицензий на использование программного обеспечения компании, уже установленного на компьютерах в офисах неправительственных организаций и небольших газет в России и ряде других стран. Смит подчеркнул, что борьба с пиратством должна продолжаться, но не должна становиться предлогом для необоснованного преследования гражданских активистов.

Представители ряда крупных западных компаний – партнеров и спонсоров форума "Селигер-2010", в том числе Daimler, Intel, Tapperware и других – возмутились, что не знали об участии в форуме прокремлевского движения "Наши", активисты которого показали на Селигере инсталляцию, изображающую представителей российской оппозиции с нацисткой символикой. Об этом пишет "Новая газета". Компании потребовали от организаторов избавиться от таких "чрезмерных политических акций", пообещав в будущем пересмотреть свое участие в форуме. Возможно, западные компании меняют свою стратегию в России? Директор института проблем глобализации Михаил Делягин с этой версией не согласен.

– Нужно разделять отношение западного бизнеса к России и к скандалам внутри России. Западный бизнес будет работать в России, потому что здесь ему обеспечивается высокая норма прибыли, и ему здесь выгодно и хорошо. Он будет плакать по поводу нарушений прав человека, ареста Ходорковского и прочего, но этот плач – просто переговорная позиция. Люди, которые комфортно работают в некоторых странах Африки, в Пакистане и в странах, объятых гражданской войной, в России чувствуют себя отлично. Ведь бизнес существует ради прибыли, а не ради достижения тех или иных этических норм. Вместе с тем, современный западный бизнес вынужден заботиться о своей репутации, потому что она стоит больших денег. И негативно относится к попыткам своей дискредитации со стороны российской бюрократии. А его эмблема на шабаше "нашистов" на Селигере – это и есть дискредитация бизнеса. Поэтому западный бизнес будет приспосабливаться к новым реалиям и следить за тем, чтобы правящая бюрократия не могла дискредитировать его перед его потенциальными потребителями. Но это тактическое изменение, а не стратегическое, – говорит Михаил Делягин.

Жители Москвы и Подмосковья, выступающие против строительства трассы Москва – Санкт-Петербург через Химкинский лес, не раз обращались к французской компании Vinci, которая является соинвестором строительства дороги, с просьбой отказаться от участия в проекте. Обращалась в офис компании Vinci и корреспондент Радио Свобода. Пресс-секретарь компании Ванесса Латэс в официальном письме подчеркнула, что Vinci ответственности за вырубку леса не несет.

О позиции иностранных компаний, занятых в проекте строительства скоростной трассы, говорит активист движения в защиту Химкинского леса Ярослав Никитенко:

– В строительстве трассы Москва – Санкт-Петербург предполагалось участие нескольких европейских инвесторов. Прежде всего, таковыми являлись Европейский банк реконструкции и развития и Европейский инвестиционный банк. А в самом строительстве должна была принимать участие французская компания Vinci. На данный момент, несмотря на огромное социальное напряжение в российском обществе, банки публично не отказались от финансирования данного проекта. На самом деле в Европе они бы давно уже это сделали. Но в цивилизованных странах они и ведут себя совсем по-другому.

Научный руководитель Центра исследований постиндустриального общества Владислав Иноземцев говорит, что большинство иностранных компаний давно изучили и приняли правила, по которым ведется бизнес в России, и не может припомнить ни одного случая, чтобы крупная западная корпорация ушла с российского рынка по причине несогласия с политикой российских властей:

– Что касается инициативы "Майкрософта", то это вполне благородная инициатива. Я думаю, что не допускать использования такого рода инструментов в политической борьбе для "Майкрософта" – правильный шаг. Но это не отношение бизнеса к России, это отношение к отдельным сторонам российской жизни, к инициативам "Наших", к положению правозащитников и так далее. Отношение иностранных инвесторов к России обусловлено, в первую очередь, условиями ведения бизнеса и прибыльностью.

– Западный бизнес принимает правила игры, установленные на российском рынке?

– Мы все прекрасно знаем примеры IKEA, когда компания принципиально где-то на периферии не давала взяток. Дело дошло до Путина, он должен был вмешаться, чтобы они открылись. Есть много других таких же примеров, когда западники не захотели играть по российским правилам и многие до сих пор по ним не играют. Но есть и те, кто эти правила принял. Российская система развращает.

– Каковы основные претензии западного бизнеса к российским реалиям?

– В первую очередь, возмущает ограниченность возможности ведения бизнеса. В очень многие сферы невозможно войти без определенных российских партнеров. Во-вторых, проблемой является сложность оформления документов, огромное количество непроизводительных расходов. На третьем месте – взятки и коррупция.

– И что должно произойти, чтобы крупная иностранная компания ушла с российского рынка?

– Сложно сказать... Не знаю. Либо действительно парализовать ее деятельность, либо создать налоговые условия, которые всему этому типу бизнеса если не положат конец, то серьезно затруднят жизнь. Примеров того, чтобы крупные иностранные компании уходили с рынка, нет...

Опрошенные Радио Свобода эксперты считают, что западные компании вынуждены участвовать в прокремлевских проектах, подобных форуму "Селигер", если хотят дальше работать в России.
XS
SM
MD
LG