Ссылки для упрощенного доступа

Российское общественное мнение и проблема безопасности на дорогах


Кирилл Кобрин: Ситуация на российских дорогах продолжает оставаться тревожной. Хотя по официальным данным смертность в результате автомобильных аварий снижается, тем не менее, в 2009 году на дорогах погибли двадцать шесть с лишним тысяч человек. Как повысить безопасность в этой сфере? Эффективна ли такая мера как ужесточение наказаний на нарушение правил дорожного движения? – этому посвятил свое исследование Аналитический центр Юрия Левады. Рассказывает Вероника Боде.

Вероника Боде: Большинство россиян уверены, что безопасность на дорогах зависит, прежде всего, от самих водителей: то есть от культуры вождения и уважения в правилам, - с этим согласились тридцать семь процентов опрошенных. По мнению граждан, прививать эту культуру нужно со школьной скамьи, а попытки заставить водителей уважать правила с помощью штрафов ситуацию не спасут: только шесть процентов опрошенных считают, что повышение штрафов может быть основным способом решения проблемы. Другие популярные меры – улучшить состояние дорожных покрытий и бороться с коррупцией в рядах ГИБДД. Восемь процентов респондентов выступают за лучшее оборудование и разметку дорог. Об отношении россиян к проблеме безопасности на дорогах - сотрудник Левада-центра Денис Волков.

Денис Волков: Мы видим, что это воспринимается скорее как проблема, и она связана, например, не только с вождением в нетрезвом виде, но, конечно, она связывается и с коррупцией на дорогах. Потому что по нашим исследованиям, здесь я сошлюсь на московское исследование, ГИБДД воспринимается как один из самых коррумпированных органов. Порядка 20% москвичей признались в том, что они так или иначе решали свои проблемы с ГИБДД с помощью взятки. Это достаточно высокий процент и особенно, если его сравнить с другими сторонами жизни, то, например, проблемы или какие-то трудности в школе, в университете с помощью взятки решали порядка 7% москвичей, это раза в три меньше, чем на дороге. Поэтому ГИБДД по таким показателям кажется нам достаточно коррумпированным органом. Россияне видят несколько путей решения проблемы: борьба с коррупцией, улучшение качества дорог, воспитание культуры вождения, здесь тоже это связано в какой-то мере с коррупцией. Потому что все мы знаем, что можно получить те же самые права с помощью взятки, пройти техосмотр с помощью взятки. Хотя россияне называют несколько мер, которые могли бы повысить безопасность вождения, но они так или иначе связаны между собой.

Вероника Боде: Таковы наблюдения социолога Дениса Волкова. А вот какие пути решения проблемы видит Виктор Травин, журналист и президент Коллегии правовой защиты автовладельцев.

Виктор Травин: Наверное, все факторы, которые предоставил по итогам своих исследований Левада-центр. К сожалению, из этого списка пропала самая главная причина, которая является основанием или условием для большинства нарушений правил дорожного движения. В кодексе административных правонарушений русским языком сказано, что, например, сотрудники ГАИ или судьи, рассматривая дело о нарушения ПДД, обязаны выявлять причины и условия, способствующие совершению нарушения. Совершенно понятно, если все разворачиваются на Ленинградке через две сплошные, нарушая, естественно, выясните – почему. И окажется: просто ближайший разворот где-нибудь в 30 километрах. Значит вынести представление в организацию, от которой зависит устранение причины или условия, способствующего нарушению, и устранить их. Более того, за неустранение этих причин предусмотрена даже административная ответственность. Но этого не делает никто и никогда. У нас принято почему-то бороться с последствиями, то есть с плесенью вместо того, чтобы бороться с сыростью. Ни в одном из административных дел, которые мне когда-либо приходилось видеть, а пересмотрел я тысячи, если не десятки тысяч, никто никогда не удосужился выяснить причину и условия. Поэтому говорить о том, что возможно штрафы помогут, нет – это борьба с последствиями. Возможно поможет негативное отношение, как сказано в федеральной целевой программе безопасности дорожного движения до 2012 года: формировать в обществе негативное отношение к нарушителям ПДД. Так создайте условия, чтобы нарушать не могли.

Вероника Боде: Так думает правозащитник Виктор Травин. Автомобильный эксперт Сергей Асланян уверен, что безопасность движения зависит скорее от дорожной милиции, чем от водителей.

Сергей Асланян: У нас на дороге существует хозяин – это милиция, ГИБДД, она же ГАИ. И все, что происходит у нас на дороге, это следствие той самой политики, той линии поведения, которую исповедует ГАИ. Когда милиция у нас с дороги ушла и вместо того, чтобы руководить движением, стала кормиться с дороги, люди пошли по этому же самому пути. Вспомните, лет 20 тому назад у нас кто-нибудь ездил по встречке? Это было не принято. После того, как ГАИ стала продавать "талоны неприкасаемости" направо и налево, после этого появилось количество людей, которые в качестве сценария поведения взяли себе езду по встречке. Это поставили на поток, так получилось, что количество людей, у которых есть какой-нибудь спецпропуск, спецталон, спецразрешение и еще что-то из этой серии или бумажка, что ты являешься другом ГАИ, членом общественного совета ГАИ или еще чего-нибудь, без права остановки, досмотра, наказания, короче говоря, это индульгенция. Вот эти талоны стали продаваться направо и налево, пошли в народ, и народ этим с удовольствием воспользовался.

Вероника Боде: Что нужно делать, чтобы повысить безопасность на российских дорогах?

Сергей Асланян: На самом деле немного. Вот в тех условиях, в которых мы на сегодняшний день существуем, у нас есть абсолютно все ля безопасной нормальной полноценной жизни за рублем. У нас нет одного – у нас нет милиции. Милиция в целом, как институт, самая недееспособная. Именно потому, что милиция оказалась самой падкой на нетрудовой доход и ей позволено существовать в этих рамках. Изменить мотивацию людей, приходящих в милицию. У нас туда приходят грабить, а должны приходить под социальные гарантии честно работать. Когда милиционеру есть, что терять – социальный пакет, зарплату в сто тысяч рублей, перспективы роста, очередь на квартиру, которая льготная, предположим, через два-три года он получает, для этого нужна просто воля и перераспределение бюджетных средств. И тогда и на дороге ситуация изменится и в целом в обществе.

Вероника Боде: Это был автомобильный эксперт Сергей Асланян. Почему в России так часто нарушают правила дорожного движения? На вопрос Радио Свобода отвечают жители Кирова.

А вы сами не догадались? Если он украл деньги, купил машину, он плевал на закон, так ему что эти правила дорожного движения. Раньше ездили не так, потому что машина доставалась с трудом, и жизнь человеческая ценилась.

Спешат куда-то, не думаю, что может плохо случиться, могут погибнуть. Детям нужно разъяснять в школе.

Взрослые торопятся все время, жить торопятся, бегом, бегом. Я ругаюсь всегда: какой вы пример детям подаете?

Я каждый день за рулем. Если машина крутая, все по фигу ему.

Это никем в принципе не контролируется. Органы сохранения правопорядка закрывают глаза на нарушения. И просто менталитет.

Отсутствие культуры, отсутствие правильного воспитания в этом направлении – основные, на мой взгляд, причины такого свинского поведения и отношения к самому себе.

Потому что водители давят людей, даже когда они переходят правильно и на зеленый свет. Поэтому некоторым предпочтительнее посмотреть – нет машины, значит перейти. Иногда это безопаснее.

При советской власти такого бардака не было. Потому что богатые стали и нарушают только богатые, а не бедные. Они откупаются любой ценой.

У нас на сегодняшний день двойные стандарты, одним можно, другим нельзя. Например, если ты сел пьяным за руль, то, простите, прав нужно лишать без права их восстановления вообще.

Вероника Боде: Голоса жителей Кирова записала корреспондент Радио Свобода Екатерина Лушникова. По поводу повышения штрафов за нарушение правил дорожного движения в российском обществе нет единого мнения. Сорок шесть процентов опрошенных Левада-центром считают эту меру эффективной, и почти столько же – сорок четыре процента - неэффективной или бесполезной. Юрий Гейко, ведущий программы "Автоликбез на Авторадио", выступает за ужесточение наказаний. По его мнению, безопасность на дороге зависит от двух факторов.

Юрий Гейко: От величины наказания и его неотвратимости. Конечно, очень зависит от размера штрафов. У нас сейчас идет снижение за последние годы, начиная с 2007 года, только благодаря увеличению штрафов. Снижение и дорожно-транспортных происшествий, и снижение очень сильное смертности, увечий, а также снижение всех этих цифр по вине пьяных водителей, из-за резкого повышения штрафов на встречную полосу, за управление автомобилем в нетрезвом виде. Но пока ГИБДД работать не начала. Когда ГИБДД начнет работать, то будет еще более резкое снижение.

Вероника Боде: Вы сказали, что зависит не только от строгости наказания, но и от его неотвратимости. Но если на российской дороге человек может совершенно спокойно откупиться от сотрудника ГИБДД – это ведь меняет ситуацию?

Юрий Гейко: Меняет, но несильно. Потому что сумма откупа такая значительная, что бьет по карману. Что значит откупиться от выезда на встречную полосу? Это минимум 20-30 тысяч рублей. Что значит откупиться от промилле, что ты выпивший за рулем? Это минимум 50 тысяч рублей в Москве. Но раз человек откупился, потом он станет ездить осторожнее, все равно это действует.

Вероника Боде: Какие пути дальнейшего решения проблемы безопасности на дорогах вам видятся?

Юрий Гейко: Нужно прежде всего в системе МВД, ГИБДД руководствоваться результатом работы инспекторов не количеством протоколов нарушений, которые задавали раньше и по сути дела планировались нарушения, их называли внутри своей системы "палками". Отменить палочную систему и ввести новый показатель, другой показатель, разумный показатель – снижение аварийности на дорогах России. Каждый инспектор, каждое подразделение ГИБДД должно отвечать за определенный участок. И вот цифры снижения ДТП, снижения увечий, травматизма на этом участке и должны быть основным показателем работы подразделения нашего ГИБДД. Но никак это не дойдет до власть имущих.

Вероника Боде: С автоэкспертом Юрием Гейко не согласен Виктор Травин, президент Коллегии правовой защиты автовладельцев. Он считает, что нельзя доверять статистике ГИБДД, говорящей о снижении числа нарушений на дорогах.

Виктор Травин: Дело в том, что статистика, которую нам предоставляют сотрудники ГИБДД, во-первых, не слишком достоверна. Нередко для выполнения плана по тем или иным нарушителям и видам нарушений протоколы составляют в отношении нарушителей, преступивших совершенно иные нормы права. Скажем, если он не пристегнут ремнем, нередко инспектор ДПС говорит: давайте составим протокол на вас, как на пешехода, у меня по пешеходам горит план. Во-вторых, цифры эти сами по себе необъективны, потому что они не говорят о том, сколько было совершено нами нарушений, они говорят только о том, сколько было выявлено. Если сотрудники ГИБДД в этом году похуже поработали, чем в прошлом году, значит и, соответственно, нарушений они выявили меньше. Но это не значит, что мы стали меньше нарушать – это они стали хуже работать. Поэтому эти цифры были вполне объективны. И говорить о том, что мы испугались штрафов, тоже не приходится. Утверждают, что штрафы представляют некую моральную угрозу для любого водителя только в течение первого года, по истечению года водитель или приспосабливается к новым цифрам, или же находит противоядие на наказание в виде высоких штрафов. Штрафы практически не работают, с этим согласились давным-давно еще и потому, что суммы штрафов, к сожалению, не выверены с реальностью. Откуда берутся цифры в тысячу рублей штраф, пять тысяч, объяснить не может ни один законодатель, ни один автор этих цифр. Между тем понятно, что такие цифры должны возникать после тщательной, длительной работы, анализа нарушений, социологических исследований в области психологии водителя. На какую сумму наконец-то бы господин Иванов перестал превышать скорость? Если выясняется, что для большинства эта сумма три тысячи рублей является критической, хорошо, пусть будет три тысячи. Но откуда у нас порой берутся цифры штрафов, у нас не берется никто. Именно потому, что они ни к чему не привязаны, они не работают.

Вероника Боде: Правозащитник Виктор Травин предлагает несколько мер для улучшения ситуации на дорогах. По его мнению, нужно, во-первых, упростить правила дорожного движения, во-вторых, своевременно оповещать водителей об изменениях, вносимых в эти правила, и, в-третьих, в каждом конкретном случае выявлять и устранять причины нарушения. А те меры, которые считают наиболее эффективными россияне, опрошенные Левада-центром, по мнению экспертов, не столь важны в борьбе с дорожными авариями.
XS
SM
MD
LG