Ссылки для упрощенного доступа

Ботанический сад пошел под топор (Владивосток)


Андрей Волков: Ботанический сад приморской столицы – собрание уникальных растений – стал жертвой строек саммит АТЭС. При прокладке высоковольтного кабеля строителями уничтожены редчайшие деревья, занесенные в Красную книгу, редкие кустарники и нарушена экосистема.

- Мы пришли, там уже даже пней нет. Дело в том, что у них сейчас машинка щеподробильная. Они сразу их в щепу перерабатывают, деревья.

Андрей Волков: Многовековые ели, пихта, бархат и диморфант в один миг превратились в кучу опилок. Без проектно-изыскательских работ, общей оценки ущерба, согласования со специалистами Ботанического сада рабочие стройки АТЭС выкорчевали сотни деревьев и кустарников. С корнем выдрав металлический забор, они зашли на охраняемую территорию. Рассказывает ведущий инженер лесопарковой группы Ботанического сада Владивостока Елена Головина.

Елена Головина: Проходит дорога под деревом. Корни у него… Пройдет какое-то время оно высохнет. Посмотрите, что творят. Разворачивался, не рассчитал свои силы… Вот щепки. Куча щепы. Даже пней не осталось.

Андрей Волков: Как только работы начались, руководство Ботанического сада, который является Научно-исследовательским институтом Дальневосточного отделения РАН, обратилось за помощью в Приморское управление Росприроднадзора. Чиновники только развели руками. Пока деревья на месте, они вмешаться не могут. Сейчас, когда уникальный и по идее охраняемый государством лес погублен, Росприроднадзор включил свои полномочия – активно помогает юридическими консультациями. Неоднократно и сами сотрудники Ботанического сада пытались договориться с подрядчиком и строителями. В ответ лишь одни насмешки, говорит Елена Головина. Один закон запрещает губить уникальную природу, другой – разрешает рубить и пилить все, что душе угодно.

Елена Головина: Нам было прислано постановление. Там черным по белому написано, что все объекты, которые попадают в программу развития Забайкалья и Дальнего Востока, им разрешено до всяких проектных экспертизных дел начинать работать, то есть рубить деревья, снимать почву, выселять людей. Там полномочия очень широкие.

Андрей Волков: Впрочем, не только строительной техникой рабочие губят уникальную природу Приморья.

Елена Головина: Вот мы кушаем, вот мы кроссворды отгадываем, вот от клещей брызгаемся. Под кустами у нас туалет. Вот они только-только привезли, буквально как дня два назад, туалет.

Андрей Волков: По предварительным подсчетам, сумма ущерба уникальной природе Владивостока приближается уже сейчас к 10 млн. рублей. Но даже не в этом дело. Уникальная экосистема терпит необратимые изменения, отмечает исполняющий обязанности Ботанического сада Павел Кристов. Если работы продвинутся вглубь природного музея флоры и фауны, он просто-напросто погибнет.

Павел Кристов: Работы ведутся, нанося вред растительному покрову. Если вред растительному покрову нанесен, соответственно, все это переходит в очень долгую стадию восстановления. Поэтому сейчас действительно важен каждый день. Мы можем остаться без Ботанического сада, если строительство, если воздействие на растительность будет продолжаться в таком же виде.

Андрей Волков: Ботанический сад Владивостока в прошлом году отметил свое 60-летие. Здесь работают единственные в своем роде на Дальнем Востоке научные лаборатории. В коллекциях природной флоры только здесь собрано 800 видов, в том числе 120 редких и исчезающих растений, из которых 42 включены в Красную книгу России. Теперь руководство Ботанического сада просит чиновников остановить губительные работы на особо охраняемой территории. Но пока взаимопонимания не находят. В мэрии так и вовсе говорят, что это не дело муниципалитета, да и денег нет на эти цели.

Уволившийся в знак протеста против начавшегося строительства, директор Ботанического сада доктор биологических наук, профессор Александр Голанин не исключает, что временное закрытие сада по якобы причинам нарушения пожарной безопасности, которое имело место в июле-августе, могло быть первым шагом к строительной экспансии. Что удастся спасти оставшимся работника сада – большой вопрос. Акты вандализма ради расширения федеральной трассы на въезде во Владивосток продолжаются. Сотрудники Ботанического сада каждый день находят уничтоженные деревья. На территории уже вырисовывается площадка то ли для городка строителей, то ли для тяжелой техники. А рядом с главным входом в сад скоро и вовсе вырастит транспортная развязка.
XS
SM
MD
LG