Ссылки для упрощенного доступа

Анатолий Карпов - о выборах главы ФИДЕ и популярности шахмат


Анатолий Карпов уверен в своей победе на выборах главы ФИДЕ
Анатолий Карпов уверен в своей победе на выборах главы ФИДЕ
В Ханты-Мансийске стартовала 39-ая Всемирная шахматная олимпиада. В ее рамках пройдет 81-й конгресс Международной шахматной федерации (ФИДЕ) с выборами президента этой организации. На пост претендуют действующий руководитель ФИДЕ Кирсан Илюмжинов и 12-й чемпион мира Анатолий Карпов

– Что ждет российскую сборную? Удастся ли выиграть четвертую олимпиаду?


– Если брать по персоналиям, то российская сборная абсолютно ясно должна выигрывать, поскольку на каждой доске она имеет серьезное преимущество. Просто как-то не получается в последние годы проявить командный дух, командный настрой. От этого все зависит. Если все ребята будут настроены и выступят как единое целое, как единая команда, то должны победить.

– Сколько шахматных олимпиад вы выиграли в составе сборной СССР?

– 8 командных чемпионатов и олимпиад в составе сборной Советского Союза. Вспоминается тяжелейшая олимпиада, которую мы выиграли в Дубаи в 1986 году. Почему я говорю, что все зависит от настроя участников и главных лидеров? Потому что в 1986 году мы вытащили совершенно безнадежную олимпиаду. Делали это вместе с Каспаровым, хотя отношения у нас до олимпиады были не очень хорошие. Но когда дела начали складываться неблагополучно, то мы вдвоем приняли решение - вообще отстранили и капитана, и тренера, и руководили командой сами. Мы решали, кто должен играть. Мы видели настрой других участников. Только в последнем туре мы смогли обойти сборные Англии и США.

– Есть мнение, что утрата ведущих позиций – и сборной, и на персональном уровне – произошла из-за того, что в стране мало внимания уделяется шахматам. Не так популярны они, как раньше.

– Совершенно иное отношение, совершенно иная ответственность была, когда играл я, когда играли Петросян, Ботвинник, Спасский... Много можно великих имен перечислять. Вопрос – как люди относятся к своим обязанностям, к своей стране. Раньше нам практически ничего не платили за олимпиады, но все играли с полным настроем. Все понимали, что здесь – честь страны. Собственно, честь страны никто не отрывал от своей собственной чести: боролись за себя и за страну. А сейчас ко многому относятся как к коммерческим турнирам. С таким настроем не всегда получается выигрывать.

– 29 сентября в рамках этой олимпиады пройдут выборы президента ФИДЕ. Вы - один из кандидатов; ваш соперник – действующий глава ФИДЕ Кирсан Илюмжинов. Вы продолжаете верить в свой успех?


– По крайней мере, для этого многое сделано. Я думаю, что если ничего не поменяется в шахматах, то они будут и дальше влачить весьма жалкое существование. Это, может быть, не так чувствуется в России: тут все-таки интерес к шахматам достаточно велик, хотя и резко снизился по сравнению с 1980-ми. Но если говорить о мире, то сегодня он настроен на новые веяния, на новое руководство. То, что Илюмжинову удается получить какие-то страны, не столь значащие, в свою поддержку – это не будет решающим для изменения отношений к шахматам в главных странах, где шахматы развиваются, где на шахматы выделяют деньги. Все-таки Европа, США, Россия помогают через Международную федерацию – или напрямую – развивать шахматы в Африке, в Центральной Америке и в Азии. А если к шахматам сложится скептическое отношение в Европе и в США, то тогда России придется вытягивать весь шахматный мир – что навряд ли она сможет сегодня сделать.

– Если в этот раз у вас не получится, через 4 года будете бороться за этот пост?

– Должно получиться. За 4 года шахматы помрут. Поэтому говорить о 4 годах не приходится. Если бы это было через год – это другой вопрос. За 20 лет мы потеряли так много, что трудно представить. Когда-то шахматы боролись по популярности с футболом - где-то наравне с баскетболом: ни тенниса, ни гольфа близко не видно было. А сейчас не видно шахмат. Даже покер обошел шахматы по популярности. Это вообще позор.
XS
SM
MD
LG