Ссылки для упрощенного доступа

Босния после выборов – в чем все-таки был дан новый старт


Ирина Лагунина: Европейский союз призвал победителей на прошедших в Боснии всеобщих выборах преодолеть этнические разногласия и возродить реформы, которые необходимо провести, чтобы Босния и Герцеговина могла вступить в ЕС хотя бы в обозримом будущем. Умеренный политический лидер от боснийских мусульман Бакир Изтбегович, впрочем, в первом же интервью международной прессе, агентству Рейтер, уже заявил, что никаких переговоров о мирном разъединении страны быть не может, и вообще никакой формы разъединения не может быть. 100 тысяч человек погибли в войне в Боснии, но, несмотря на эту человеческую трагедию, политика по-прежнему строится по этническим, если не сказать националистическим принципам. Возможно ли хоть какие-то перемены в Боснии после выборов? Настроения политиков и политологов сравнивала наш корреспондент в Белграде Айя Куге.

Айя Куге: Всеобщие выборы в Боснии прошли спокойно и, вопреки прогнозам, при неожиданно большой активности избирателей – на участки пришли 56% имеющих право голоса. Подводя итоги выборов, политические аналитики в своих оценках не едины: одни утверждают, что созданное по Дейтонской формуле единое государство боснийских мусульман, сербов и хорватов на грани развала, а другие отмечают некоторые новые, положительные тенденции: больше всего голосов на государственном уровне, при поддержке избирателей всех трёх народов, набрала Социал-демократическая партия Боснии и Герцеговины, а своим представителем в президиум, то есть коллективное руководство страны боснийцы-мусульмане избрали умеренного политика Бакира Изетбеговича. Вот что он заявил в своем первом выступлении после выборов.

Бакир Изетбегович: Я ожидаю, что ситуация в Боснии и Герцеговине станет более стабильной и что поведение лидеров страны будет мудрее. Мы должны народу обеспечить лучшее будущее: мир, спокойную жизнь и рабочие места – всё то, чего граждане нашей страны так долго ожидают. Мне кажется, что теперь в Боснии уже сформировалась критическая масса людей, желающих примирения и нормальной жизни, без конфликтов и инцидентов. Я уверен, что настало время для этого.

Айя Куге: Бакир Изетбегович – сын покойного военного лидера боснийских мусульман Алии Изетбеговича.
Наша собеседница сегодня – политический аналитик из главного города боснийских сербов Баня Лука, Таня Топич.
Как вы оцениваете избрание в главный орган руководства Боснии и Герцеговины Бакира Изетбеговича?

Таня Топич: С такими же пожеланиями, как Бакир Изетбегович, уже два года выступает и его Партия демократического действия. Причем партия эта становится всё более умеренной, протягивает руку сотрудничества. Вся предвыборная кампания Изетбеговича была построена на политике компромисса, и есть шансы, что он бы мог стать важным фактором примирения. Однако неизвестно, насколько поменяется атмосфера в президиуме – ведь остальные два представителя в этом органе избраны повторно. Правда, в предыдущем президиуме страны в качестве главного фактора разногласий воспринимался Харис Силайждич. Стоит вспомнить, например, недавнее выступление Силайджича на Генеральной ассамблее ООН, где он говорил от собственного лица, вне общей государственной платформы и без согласования своей речи с остальным членами коллективного руководства Боснии и Герцеговины.

Айя Куге: Кстати, явное поражение на выборах в президиум предыдущего представителя от боснийских мусульман Хариса Силайджича считается одной из крупнейших, но в то же время и положительных, неожиданностей прошедших выборов. Он держался у власти в Боснии 19 лет, а теперь заявил о своем окончательном уходе из политики.

Таня Топич: Все ожидают, что уход Силайджича будет благоприятствовать разрядке политической ситуации в Боснии и Герцеговине. Ведь он действительно был представителем крайне твёрдой и неуступчивой политики, часто зашоренной в прошлом. Силайджича просто ненавидели в среде сербов из-за его неприкрытого стремления упразднить Республику Сербскую, лишить её относительно самостоятельного статуса в рамках Боснии. А это в Республике Сербской воспринималось как серьёзная угроза.

Айя Куге: После выборов в Республике боснийских сербов разразился скандал – оппозиция отказывается признавать результаты голосования за сербского члена президиума Боснии и Герцеговины. После подсчёта голосов оказалось, что около 10% бюллетеней недействительны. Ходят разные слухи о фальсификации части этих бюллетеней. Ведь считается, что ситуация, когда недействительными является более 3-4% бюллетеней, уже является подозрительной. А здесь – целых 10 процентов. Факты расследуются. Возможно ли в Боснии подделать результаты выборов?

Таня Топич: Это возможно из-за избирательного закона. В избирательных участках сидят члены разных политических партий и ни для кого не секрет, что там и раньше случалась "торговля". Перед выборами председатель избирательной комиссии города Баня-Лука уже предупреждал, что существует информация о том, что некоторые партии из Федерации, не имеющие интереса контролировать ход выборов во многих избирательных комиссиях Республики Сербской, продавали свои места сербским партиям. Были, конечно, и такие бюллетени, которые сделали недействительными сами избиратели, причем преднамеренно. Однако основания для подозрений в фальсификации со стороны избирательных комиссий возникли на той основе, что существует огромное число неправильно заполненных бюллетеней при голосовании именно за сербского члена президиума, а на других уровнях голосования (например, в парламент) это не зарегистрировано. Бросается в глаза, что в голосовании за члена президиума Боснии и Герцеговины оказалось 10% недействительных бюллетеней, а в парламент Республики Сербской – лишь 3-4%.

Айя Куге: Действительно странно, что неправильно заполненных бюллетеней больше всего на самом простом листочке, на котором имена лишь трёх кандидатов. Оппозиция уверена, что подделку результатов организовал премьер-министр Республики Сербской Милорад Додик. Ведь кандидат от его партии, представлявший Республику Сербскую в Президиуме прошлого мандата, Небойша Радманович лишь на 3% опередил кандидата от оппозиции Младена Иванича.
Милорад Додик на выборах одержал убедительную победу и был избран президентом Республики Сербской. Додик снова подтвердил, что выступает за выход сербской республики из состава Боснии и Герцеговины.

Милорад Додик: Я уверен, что большинство людей у нас хотят, чтобы Республика Сербская укрепила свой суверенитет и статус. Босния и Герцеговина является абсурдным государством. Это страна, внутри которой нет договорённости и единства. Если мы не найдём внутренний компромисс, следующий шаг – мирный развод, без насилия. Мы должны жить рядом друг с другом и строить новые отношения на основах современной цивилизации.

Айя Куге: Продолжим разговор с сербским политическим аналитиком из Баня Луки Таней Топич. В чём тайна успеха националистически ориентированного сербского лидера, популиста Милорада Додика и его партии?

Таня Топич: Мне кажется, что граждане Республики Сербской психологически всё ещё являются пленниками националистической идеологии. Они в первую очередь отождествляют себя с теми лидерами, которые обещают защиту сербской республики. Ещё в 2006 году Додик навязал идею о проведении референдума о независимости. И в этом году в его предвыборной кампании был поставлен акцент на то, что Республика Сербская, якобы, под угрозой, а он и его партия – единственные факторы, которые могут её защитить. Избрание Додика показывает, что сербские граждане всё ещё голосуют по национальной схеме, а экономика, социальные вопросы, уровень жизни для них не самая главная тема. С другой стороны, у нас много людей, работающих в администрации на разных уровнях власти. Они, естественно и логично, как хорошие партийные солдаты, голосую за партию у власти, то есть на самом деле - за себя. Настоящей оппозиции практически нет, почти все партии выступают как сербские национальные партии. Те партии, которые выступают с другой платформой, не националистической, на выборах не преодолели даже пятипроцентный барьер. И это указывает на то, что популярность других идей в Республики Сербской небольшая.

Айя Куге: Можно ли делать вывод, что национальные программы трёх народов снова определили результаты выборов в Боснии, ли всё-таки произошли перемены?

Таня Топич: Перемены произошли, и они очевидны в Федерации Боснии и Герцеговины. Там через 8 лет после своего образования победила оппозиционная Социал-демократическая партия, имеющая мультиэтническую ориентацию, выдвигающая противоположные национализму идеи. Это огромная перемена для Боснии и Герцеговины.

Айя Куге: Статистика в Боснии не обнадеживает: почти половина населения безработные, фабрики и большие предприятия уничтожены, некоторые во время войны, некоторые в результате криминальной приватизации. Неизвестно, куда пошли и на что были потрачены огромные суммы гуманитарной и экономической помощи международного сообщества, повсюду царит коррупция. Сербские лидеры утверждают, что в отличие от хорвато-мусульманской Федерации экономическая ситуация в Республике Сербской намного лучше. Так ли это?

Таня Топич: Разницы практически не существует. Может быть, ситуация в Республике Сербской чуть лучше – но только из-за того, что её политическое устройство попроще. Административная структура Федерации намного сложнее – там существует 10 кантонов и весьма сложные отношения между двумя образующими федерацию этническими группами – хорватами и мусульманами. Это влечет за собой огромные затраты на администрацию и другие расходы. Однако проблемы одинаковы у всех: огромный процент безработных, тотальная коррупция – это уже стало стилем жизни, и нет у нас почти никаких механизмов, помощью которых можно бы было с ней справится.

Айя Куге: Есть ли у Боснии после выборов новая перспектива?

Таня Топич: Мне кажется, что большинство граждан Боснии и Герцеговины не видят перспективы. Огромное число людей погрузились в летаргию и пессимизм. Опросы общественного мнения показывают, что 70% молодых людей хотят покинуть Боснию. Однако важно сейчас, как будут сформированы власти на государственном уровне и будут ли разблокированы те процессы, которые могут привести страну в Европейский Союз. Если это случится, только тогда можно будет сказать, что у Боснии есть перспектива.

Айя Куге: Об итогах прошедших в Боснии и Герцеговине всеобщих выборов мы беседовали с политическим аналитиком из главного города боснийских сербов Бани Луки Таней Топич.

Материалы по теме

XS
SM
MD
LG