Ссылки для упрощенного доступа

Обозреватель РС Виктор Резунков – о ситуации в Северной Корее


Виктор Резунков
Виктор Резунков
10 октября в КНДР отмечается 65-летие правящей Трудовой партии Кореи. Торжества проходят через несколько дней после окончания партийной конференции, на которой в чин генерала армии был произведен сын нынешнего лидера Северной Кореи Ким Чен Ира – Ким Чен Ун. Многие наблюдатели связывают это выдвижение как первый этап передачи власти в стране стареющим Ким Чен Иром.

Обозреватель РС Виктор Резунков только что побывал в Пхеньяне. Вот что он рассказывает об обстановке в Северной Корее.

– Исходя из того, что вы увидели в Пхеньяне, можно ли делать какие-то выводы о политической обстановке в КНДР после партийной конференции?

– Пхеньян сейчас готовится к празднованию 65-летия Трудовой партии Кореи. Улицы украшаются цветами и плакатами, везде выступают духовые оркестры, школьники в пионерских галстуках. В город съезжаются люди из самых разных стран: из Кубы, Германии, Финляндии и других, где стали популярными идеи философии чучхе. Например, из Хельсинки в Пхеньян прибыли представители четырех коммунистических партий, которые существуют с стране Суоми. В самом Пхеньяне уже несколько дней с утра до вечера на площади имени вечного президента Ким Ир Сена десятки тысяч молодых, в основном, людей, школьники и школьницы, занимаются репетицией парада. Ожидается, что 10 октября будет и военный парад, но главный вопрос, который обсуждается, скажем так, в кулуарах предстоящей международной конференции в Пхеньяне – выйдет ли на трибуну сам верховный главнокомандующий Ким Чен Ир.

Во время моего пребывания в Пхеньяне по местному телевидению неоднократно транслировалась хроника политической конференции, на которую приехали руководители всех районов, всех провинций Северной Кореи. Так в сталинские времена в Советской России они, стоя в одном порыве, воздавали почести своему великому полководцу, скандируя: "Монсе!" – что значит "10 тысяч лет правления!" Неоднократно во время телевизионных трансляций показывали и сына – Ким Чен Уна. Он сидел в окружении двух генералов, рядом с сестрой Ким Чен Ира и выглядел достаточно здоровым. Я не знаю, будет ли меняться ситуация в сторону либерализации, но в последнее время, как отмечали люди, с которыми я общался, неоднократно бывавшие в Северной Корее, стало немножко полегче.

– И все-таки, можно ли говорить о том, что Ким Чен Ун будет преемником Ким Чен Ира?

– Нет, насколько я могу сказать, как посторонний свидетель, как просто обозреватель происходящих событий, Ким Чен Ун был введен в состав Государственного комитета обороны – это, в соответствии с политикой сунгун, самый главный государственный орган, который управляет всем в Северном Корее. Там все направлено прежде всего на развитие военной промышленности, обороны. В этом Комитете обороны есть генералы, которые не очень довольны тем, что достаточно молодой человек, которому всего 28 лет, может возглавить всю страну.

С другой стороны, Ким Чен Ун не вошел на этой партийной конференции ни в какую партийную руководящую организацию. Поэтому со стороны партийных оппозиционеров, если так можно сказать, можно ожидать каких-то подвижек, то есть, поддержки Ким Чен Уна.

На самом деле, есть еще и третий момент. Когда в 1994 году умер Ким Ир Сен, его сын Ким Чен Ир буквально через несколько месяцев заявил, что никогда никаких изменений не будет во внешней политике страны. То есть, идеи чучхе живы, и пока ничто не может это изменить. Поэтому вполне возможно, что и даже в случае, если что-то случится с Ким Чен Иром, и к власти придет Ким Чен Ун, то ситуация в КНДР не изменится.
XS
SM
MD
LG