Ссылки для упрощенного доступа

Найдут ли наконец убийц ростовской журналистки Натальи Скрыль (Ростов-на-Дону)


Недавно возобновлено следствие по делу об убийстве ростовской журналистки Натальи Скрыль. Верят ли коллеги Натальи в то, что ее убийцы будут найдены и наказаны?

Олег Бакунин: Убитую несколько лет назад при невыясненных до сих пор обстоятельствах журналистку Наталью Скрыль и сегодня хорошо помнят в редакции газеты "Наше время". Рассказывает Ирина Хансиварова, у них с Наташей рабочие столы рядом стояли.

Ирина Хансиварова: Если она за что-то бралась… Вот есть журналисты, которые уходят в сторону, ничего, а она шла по намеченной цели, чтобы добиться того, чего она хочет. Она была человеком целеустремленным. Писала она очень легко. Она не напрягалась. Она уже знала, у нее уже видение. Поскольку у нее уже опыт был наработанный. Она молодая была, то есть возраст, когда много набираешь информации, и она бьет ключом. Она не просто так писала, факты для нее всегда были главным. Не эмоции, как многие подменяют факты эмоциями, а у нее факты. Когда она пришла, мы получили хорошего профессионального журналиста. И рассчитывали, что экономикой будет заниматься Наталья. Но, к сожалению, не получилось.

Олег Бакунин: Поздно вечером 8 марта 2002 году журналистку случайно обнаружили на улице в Таганроге рядом с домом, в котором живут ее родители, врачи проезжавшей мимо "скорой помощи". При этом на месте остались и деньги, и ценные вещи, которые были у Натальи с собой. Скрыль скончалась по пути в больницу от черепно-мозговой травмы. По словам главного редактора ростовской газеты "Наше время" Веры Южанской, в последнее время перед гибелью Скрыль готовила публикации о конфликтных ситуациях, связанных с таганрогским металлургическим заводом и строительством метанолового терминала на берегу Азовского моря. Расследование этого уголовного дела несколько раз прекращалось и возобновлялось, но правоохранительные органы так и не смогли ответить – была ли это трагическая случайность, банальное бытовое преступление или заказное убийство, связанное с профессиональной деятельностью журналистки.

На днях Следственный комитет при прокуратуре заявил о возобновлении производства по возбужденным задолго до образования комитета делам по фактам убийств пяти журналистов, в том числе и Натальи Скрыль. Ее коллеги встретили эту новость с большим интересом, но в то же время с еще большим скепсисом. По словам Александра Голубничева, который последним из сотрудников редакции общался с Наташей…

Александр Голубничев: Я бы сказал так, что надежда на то, что найдут исполнителя убийства, есть, но веры в то, что это произойдет, все-таки мало, практически нет. Потому что даже те убийства журналистов в России, которые были на слуху, вроде их все знают, почему Влада Листьева убили, ведь виновные до сих пор не найдены. А что говорить об убийстве журналиста в регионе? На уровне страны это может быть и не громкое событие, хотя ушел человек, его уже нет. Молодая женщина, которая много чего могла бы достигнуть.

Олег Бакунин: В 2002 году следователи наиболее активно отрабатывали бытовую версию нападения. В местных СМИ со ссылкой на правоохранительные органы менее чем через неделю после убийства даже появились сообщения о троих подозреваемых, которые будто бы даже были задержаны. Однако затем выяснилось, что никто из числа лиц, в отношении которых велась оперативная проверка, процессуально не был признан подозреваемым, не задерживался и, тем более, не арестовывался. И вот новое расследование. Продолжает коллега Натальи Скрыль Ирина Хансиварова:

Ирина Хансиварова: У меня двоякое чувство. С одной стороны, это кому-то надо для галочки или как. Мы вроде отработали еще раз, посмотрели и ничего не получилось. А если уж вы беретесь, то доводите это как-то до конца. У меня большие сомнения в том, что будет найден тот человек, который убил Наташу. Только, может быть, жизнь его накажет.

Олег Бакунин: Уголовное дело по решению вышестоящей инстанции вновь возобновлено. Но, судя по всему, реальным алгоритмом действий местных сыщиков остается принцип пассивного ожидания.

Экспертное мнение

Леонид Никитинский, секретарь Союза журналистов России, обозреватель "Новой газеты: Убийство журналистов можно квалифицировать достаточно условно, в том числе и по такому признаку. Бывают убийства, связанные с их деятельностью, бывают убийства, с их деятельностью не связанные. Если они связаны с их деятельностью, то это могут быть связанные как бы с честной журналистской деятельностью, но и с заказухой, грубо говоря. Убийств журналистов было совершенно достаточно много. Я уже не помню сколько, но это десятки. Судя по тому, что все-таки вот эти пять дел, хотя, конечно, это было приурочено к визиту Комитета в защиту журналистов, к Бастрыкину, но все-таки они выбрали какие-то пять дел. Конечно, они их выбрали, я думаю, по тому признаку, что там есть какие-то шансы, появились какие-то новые доказательства. Раз они похвастались, они бы хотели это раскрыть. Значит, там что-то есть, скорее всего.

То, что это убийство не на бытовой почве, о котором идет речь, в пользу этого говорит то, что ближайший круг подозреваемых, как они говорят, был проверен, никого не нашли. Значит, скорее всего, это все-таки заказное убийство, которое очень трудно раскрываемое. Мой вывод такой, что все-таки какие-то шансы, наверное, есть. Наверное, в этом деле что-то новое появилось, иначе они бы этого не выбрали.

Здесь ведь, что важно? Ведь можно просто про эти дела забыть. То, что Бастрыкин поинменовал пять дел, означает, что эти дела как-то поставлены на контроль, условно говоря, то есть про них будут помнить. Чаще всего ведь такие убийства, да, не чаще всего, а практически всегда, раскрываются случайно – путем просеивания информации по каким-то другим делам. Важно, чтобы эти дела держались в поле внимания и тогда, если вдруг появляется какая-то боковая информация, как, скажем, было по убийству нашего Домникова. Потом была поймана целая банда убийц, в которой в том числе назвали и его. По Домникову вот так было раскрыто. Здесь может получиться примерно то же самое. Потому что по прошествии большого времени думать, что что-то целенаправленно можно найти, очень маловероятно. А случайно, конечно, может что-то попасться. Убьют те же люди другого человека, потом признаются еще и в этом. Вот они попались. Но может зацепиться в том случае, если это дело все время в поле внимания.
XS
SM
MD
LG