Ссылки для упрощенного доступа

Конституционный суд оценил статус военнослужащих


Конституционный суд России
Конституционный суд России
Конституционный суд России 20 октября вынес постановление о том, что государство должно гарантировать полное возмещение ущерба семьям погибших военнослужащих. КС рассматривал вопрос о соответствии Основному закону страны нескольких статей законодательства, касающихся компенсаций семьям погибших военнослужащих.

Проверить конституционность положений закона "О статусе военнослужащих" и норм Гражданского кодекса Конституционный суд попросил Ногайский районный суд Дагестана. Туда обратилась Ирина Щеглова, вдова прапорщика Виктора Щеглова, который погиб в 2006 году в Грозном при исполнении служебных обязанностей и был награжден посмертно Орденом Мужества. Ногайский районный суд удовлетворил иск Ирины Щегловой и назначил трем маленьким дочерям погибшего прапорщика ежемесячные пособия по 7,5 тысяч рублей каждой.

Но это решение было отменено Верховным судом Дагестана. Суд объяснил, что позиция Ногайского районного суда противоречит сложившейся правоприменительной практике. Да, выплаты в возмещение вреда Гражданским кодексом предусмотрены, но только в том случае, когда найден виновный в причинении этого вреда. Верховный суд республики объяснил, что военных действий в момент гибели прапорщика Щеглова не велось, и вина МВД осталась не доказанной. Дочерям Щеглова была начислена только пенсия по потере кормильца. Неувязка получилась и с единовременным страховым возмещением, составившим 120 окладов месячного содержания прапорщика Щеглова: оклад его не достигал и 6 тысяч рублей, а реальная зарплата превышала 28,5 тысяч, но ее в расчет брать не стали. Еще во время прений по этому вопросу, прошедших на открытом заседании 28 сентября, свою позицию, состоящую в том, что в законе "О статусе военнослужащего" есть достаточно защитных механизмов, высказала судья Верховного суда России Тамара Корчашкина:

– Статьей 18 федерального закона "О статусе военнослужащих" предусмотрено обязательное государственное личное страхование за счет средств федерального бюджета военнослужащих.

Вообще-то возможность возмещения ущерба здоровью военнослужащим, находившимся при исполнении обязанностей, предусмотрена за счет средств федерального бюджета в порядке, определяемом правительством Российской Федерации, но дело в том, что такой порядок до сих пор не установлен, что и подтверждает Тамара Корчашкина:

– Специальным законодательством не предусматривается назначение и выплата каких-либо ежемесячных платежей, кроме пенсий по потере кормильца.

А вот как объясняет свою позицию заявитель – судья Ногайского районного суда Абибулла Кулунчаков:

– Прапорщик Щеглов служил во внутренних войсках российской армии в министерстве внутренних дел Чеченской республики. При жизни он получал ежемесячное денежное содержание 28 тысяч 607 рублей. Когда он погиб, его семье была назначена пенсию по случаю потери кормильца – 1752 рубля на человека. Семья была ущемлена. Военнослужащие поставлены в неравные условия с другими гражданами, которые работают по трудовому договору и на них распространяется федеральный закон об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве. Этим законом гражданам, работающим по трудовому договору, обеспечиваются разовые страховые выплаты, ежемесячные страховые выплаты, компенсационные выплаты по реабилитации лиц, получивших трудовое увечье.

Конституционный суд, однако, все-таки решил, что противоречия с Конституцией тут нет, но рекомендовал законодателю переписать механизм исполнения закона. Судья Александр Кокотов, председательствовавший на процессе объяснил это решение:

– Конституционный суд признал те положения, которые оспаривались, соответствующими Конституции Российской Федерации. Механизм возмещения вреда, который предусмотрен действующим законодательством, требует совершенствования, и поэтому Конституционный суд указал, что федеральному законодателю надлежит внести соответствующие изменения в законодательство.

– Изменится ли в связи с этим что-то в судьбе семьи прапорщика Щеглова?

– Судья Ногайского районного суда приостановил производство по иску Ирины Щегловой и обратился в Конституционный суд. Следовательно, после провозглашения нашего решения суд продолжит рассмотрение того дела, и уже к его компетенции относится вынесение окончательного решения.

– Смогут ли семьи других погибших военнослужащих вслед за Ириной Щегловой улучшить свое материальное положение?

– Это возможно, если размер возмещения, который они получили, не соответствует той доле денежного содержания погибшего кормильца, который они получали при его жизни.

И все-таки за решением Конституционного суда осталась некоторая недосказанность: вряд ли все суды общей юрисдикции будут едины в том, как исчислять ежемесячные пособия. Вполне возможны разночтения.
XS
SM
MD
LG