Ссылки для упрощенного доступа

Реформаторы восьмидесятых в ожидании перемен


Учредительный съезд движения "Демократическая Россия"
Учредительный съезд движения "Демократическая Россия"
Ровно двадцать лет назад в Москве проходил учредительный съезд движения "Демократическая Россия". Движение просуществовало недолго, однако многие из тех, кто на стыке 80-х и 90-х стояли у истоков демократических перемен, накануне собрались в Международном университете в Москве, чтобы вспомнить о людях, которые двадцать лет назад стояли с ними плечом к плечу.

Возле здания Международного университета в Москве не было ни дорогих автомобилей, ни толп охранников, ни признаков какого-либо ажиотажа, сопутствующего присутствию звездных персон. Впрочем, сейчас, встретив на улице этих людей, молодежь даже не обернется. А тогда, в конце 80-х – начале 90-х, их знал каждый. Юрий Афанасьев и Лев Пономарев, Юрий Рыжов и Глеб Якунин, многие другие. По словам, академика Юрия Рыжова, демократическое движение дало импульс многим процессам, происходившим и до сих пор происходящим в стране:

– Оно дало надежды, которые окончательно угасли за последние 10 лет. Их растоптали и загнали под асфальт. Вот и все. А тогда это давало надежду – "ДемРоссия", Межрегиональная депутатская группа. В России такие всплески бывают редко, но заканчиваются всегда одинаково – реакцией. Реакция уже наступила, и она, до поры до времени, дозревает до какого-то социального, а иногда политического катаклизма. Мне кажется, что в ближайшие три года что-то должно надорваться в России, причем кардинально – с непредсказуемыми последствиями. Территория останется, а с общественно-политической структурой что-то произойдет, и далеко не самое лучшее, к сожалению.

Сегодня уже нет многих из тех, кто с гордостью причислял себя к демократам, кто верил, в то, что тоталитарную страну можно повернуть лицом к демократии. Нет Андрея Сахарова и Юрия Черниченко, Галины Старовойтовой и Юрия Щекочихина, Егора Яковлева и Алеся Адамовича, Александра Яковлева и Сергея Юшенкова. Из тех, кто 20 лет назад стоял у истоков демократического движения, в активной политике остался лишь Лев Пономарев, да и он в основном занимается правозащитной деятельностью, а возглавляемое им движение "За права человека" находится в оппозиции к власти. Подводя итог прошедшим двум десятилетиям, Лев Пономарев говорит, что демократам удалось совершить в стране революцию без крови:

– Движение "Демократическая Россия" функционировало как крупнейшая политическая организация в России, оппонирующая коммунистам, буквально три года. И за эти годы она сделала самое главное. Сумела организовать людей, которые вышли на улицы. И это была революция против тоталитарного режима, которая не приобрела характер бунта, кровавого и беспощадного, как обычно говорят о российских революциях и переменах. В этом огромная заслуга "Демократической России".

Демократам конца 80-х – начала 90-х многое не удалось, однако Гарри Каспаров считает, что сегодняшнему обществу, погруженному в апатию, не хватает именно тех – живых эмоций:

– Подозреваю, что многие из активных участников того процесса сегодня сильно разочарованы, поскольку многие задачи им не удалось реализовать. Страна по-прежнему живет под номенклатурным прессом, хотя и несколько видоизменившимся за прошедшие 20 лет. Но все равно это было время надежд, ожиданий, оптимизма. И очень хочется, чтобы эти чувства снова овладели обществом, которое сегодня погружено в социальную апатию.

По мнению, большинства пришедших на юбилей движения "Демократическая Россия", у них были романтические представления о том, какой должна быть страна. Увы, те представления и сегодняшняя реальность не совпадают. Вспоминали на встрече и тех своих былых соратников, кто сегодня состоит в других партиях и движениях. По словам историка Юрия Афанасьева, вопрос заключается в том, могут ли сегодня назвать себя демократами те люди, которые к демократическому движению теперь никакого отношения не имеют. Юрий Афанасьев в конце 80-х – начале 90-х годов был одним из лидеров демократического движения. Именно ему принадлежит ставшая крылатой фраза об агрессивно-послушном большинстве. Фраза была адресована Съезду народных депутатов, однако постепенно она стала относиться к российскому обществу в целом. По мнению Гарри Каспарова, сегодня понятие агрессивно-послушного большинства актуально лишь частично:

– Полагаю, что из меткой характеристики Юрия Николаевича можно использовать только половину, потому что это большинство только послушное. Агрессию из него искоренили: ведь марионетки агрессивными могут быть только по распоряжению властей. Агрессия осталась сегодня "нашистам", а вот депутатский корпус ведет себя как послушное стадо. И фрейдистская проговорка Грызлова – "парламент не место для дискуссий" – как нельзя лучше отражает положение дел. Все-таки 20 лет назад была жизнь, кипели какие-то страсти. Сегодня же мы имеем дело с высушенной политической пустыней. И нам необходимо вернуть тот заряд исторической бодрости, который был в обществе в конце 80-х годов.

Гарри Каспарова, так же как и лидеров "Солидарности", многие считают преемниками демократов. Однако Юрий Афанасьев не видит в сегодняшней российской политике продолжателей демократических идей:

– С моей точки зрения, на политическом горизонте не видно ни либералов, ни демократов.

Тогда они были моложе на 20 лет и верили в идеи демократии. Сегодня, в эпоху прагматизма, таких романтиков не найти. Они сожалеют, о том, что то будущее, в которое верили, не состоялось, но не жалеют о том, что в их биографии была эта страницы – "Демократическая Россия".
XS
SM
MD
LG