Ссылки для упрощенного доступа

Авторские проекты

"Компромисс Алексеевой" – за и против


Участник акции "Стратегия-31" в поддержку свободы собраний, гарантированных 31-й статьей Конституции РФ, на площади Краснопресненской заставы
Участник акции "Стратегия-31" в поддержку свободы собраний, гарантированных 31-й статьей Конституции РФ, на площади Краснопресненской заставы
Очередная акция правозащитников и оппозиции в рамках "Стратегии 31" на Триумфальной площади может впервые пройти мирно – во всяком случае, именно такие заверения получила от представителей московских властей председатель Московской Хельсинкской группы Людмила Алексеева. Однако этими договоренностями оказались недовольны как традиционные противники оппозиционных митингов на Триумфальной, так и некоторые представители самих "несогласных".

Как рассказала Людмила Алексеева в интервью Радио Свобода, власти вроде бы даже не будут применять силу 31 октября, если количество пришедших на митинг будет больше заявленного организаторами. При этом Людмила Алексеева признала, что выделенное властями место – не та площадка, на которой хотели бы проводить митинги сторонники "Стратегии 31". Но путем постепенных договоренностей с властями можно будет приучать чиновников соблюдать права граждан, иногда даже в ущерб коммерческим интересам, добавила правозащитница.

Между тем, комиссар Совета Европы по правам человека Томас Хаммарберг 26 октября опубликовал заявление, в котором говорится, что "воскресенье 31 октября будет экзаменом практической реализации права на мирные собрания, закрепленного в 31 статье российской конституции". По мнению Хаммарберга, это возможность для московских властей показать приверженность защите права на свободу собраний, закрепленного в международных документах по правам человека.

С комиссаром Совета Европы согласен и председатель Совета по развитию гражданского общества при президенте России Михаил Федотов:

– Мне кажется, что приход Сергея Собянина на должность мэра Москвы является замечательным поводом для того, чтобы снять эту "проблему Триумфальной площади" – поставить на ней точку.

– Собянин должен разрешить митинг?

– Я считаю, что да. Насколько я понимаю, эта проблема уже как таковая практически урегулирована. Во всяком случае, я сегодня же буду звонить и Уполномоченному по правам человека в РФ Владимиру Петровичу Лукину, и Уполномоченному по правам человека в Москве Александру Ильичу Музыкантскому, чтобы договориться, как мы с ними пойдем 31-го числа на Триумфальную площадь, чтобы посмотреть, как будет реализовано конституционное право граждан на свободу митингов и демонстраций. Я считаю, что это нормально. Более того, я хочу собрать статистические данные о том, как вообще реализуется 31-я статья Конституции не только в Москве, не только на Триумфальной площади, но и по всем городам и весям. На мой взгляд, у нас уже достаточно большая практика накопилась в этом вопросе. Нужно ее обобщить, проанализировать. Там есть о чем подумать. А метод силового противостояния, силового противоборства – это не метод построения цивилизованного государства. Это не метод модернизации страны, – сказал Михаил Федотов в интервью Радио Свобода.

Многие предсказывали, что практически любая договоренность Людмилы Алексеевой с властями, если в ней не будет простого и полного согласия администрации Москвы с требованиями организаторов митинга, будет раскритикована Эдуардом Лимоновым. Глава запрещенной Национал-большевистской партии в свое время был одним из организаторов регулярных протестов на Триумфальной и теперь он на Людмилу Алексееву серьезно обижен:

– Людмила Михайловна за последние сутки, я тут вынужден, ей Богу, к сожалению, говорить неприятные вещи, произвела ряд действий, которые иначе как недружелюбными, непорядочными не назовешь. Я бы назвал это таким даже жестом самозванца, захватившего власть. Она заявила, что "митинг совместно будут проводить три правозащитные организации - Московская Хельсинкская группа, правозащитный центр "Мемориал" и Движение за права человека". По отношению к себе лично я расцениваю это как предательство. По отношению ко всей социальной сцене и к тем людям, которые приходят на Триумфальную, это очень странный, я бы сказал, такой деспотический жест. Я бы назвал это короче – словом "подло". Это не совсем привычное для политики и общения с правозащитниками слово, но другого я не подберу. Еще если учитывать, что я и мои сторонники в свое время начинали эти митинги на Триумфальной, что мы много раз были задержаны...

Представители "партии власти", наоборот, позицию несколько смягчили. В частности, глава политического департамента партии "Единая Россия" Алексей Чадаев, прежде не скупившийся на суровые эпитеты в адрес правозащитников, теперь говорит, что проблема Триумфальной площади – скорее техническая, чем политическая:

– Вопрос конкретно в данной ситуации. Понятно же, что, скажем, если сегодня отдашь Триумфальную, завтра захотят шествие до Кремля по Тверской. У нас круглые сутки идут дискуссии о перекрытии движения ради проезда первых лиц. Но понятно же, что это гораздо меньшая проблема для трафика, чем массовое мероприятие, проходящее с участием большого скопления людей на одной из центральных площадей или магистралей города. Именно поэтому наиболее правильной и разумной была бы идея "Гайд-парка", – считает Алексей Чадаев.

Но дело в том, что в лондонском Гайд-парке, как правило, выступают ораторы-одиночки, тогда как массовые митинги в британской столице проходят по главным улицам и площадям. В Москве до сих пор такое позволялось только прокремлевским молодежным движениям, коммунистам и национал-патриотам.

Партнеры: the True Story

XS
SM
MD
LG